05.07.2006 — Иссык-Куль через Озерный
Ежегодные поездки в Киргизию на озеро Иссык-Куль — уже традиция! Группа преодолела 2 перевала и бурную реку для того чтобы в полной мере ощутить великолепие высокогорной природы, оценить свои возможности и возможности своих машин.
|
Дорога через горы протяженностью в 120 км заняла 10 часов. Нас пугали тем, что по этой дороге даже ЧС-ники пешком не ходят, что дороги вообще больше нет – ее смыло, засыпало, перевалы завалены снегом и лавинами, и т.д. и т.п. Все осложнялось еще тем, что недавний сель смыл пару мостов по дороге на БАО; нам говорили – « Вы даже до озера не доедете…»
Собирались мы на Форуме долго, написали почти 50 страниц, долго делились на группы и подгруппы, кто где когда собирается и когда выезжает. По первоначальному плану мы должны были доехать до реки под названием Чонг Кемин и переночевать там, дожидаясь вторую группу.
Но, самая активная часть второй группы благополучно примкнула к первой и в шесть утра в пятницу, все 7 машин стояли на точке старта собранные и не выспавшиеся. Собираться, как всегда, пришлось в последнюю минуту – уже почти ночью. На точку сбора опаздывал только один «Прадо»; оказалось, что никто не знает их номер телефона, но мы надеялись, что они не проспят.
Утренние горы встретили нас холодным дождем и серым, почти осенним небом. Над горами, куда нам предстояло ехать, висел вполне зримый «горняк» (тучи с дождем).
В 6.15 машины тронулись в путь. Нам еще предстояло найти и разбудить водителей двух «Аузиков», которые решили переночевать в горах перед озером, спасаясь от городской жары. Ночью пошел сильный ливень – их палатки промокли, и мы очень долго пытались вытащить на белый свет обитателей этих не совсем уютных жилищ.
Ровно в 7 утра мы были уже перед шлагбаумом и пошли будить старика-ключника.
За «энную» сумму денег шлагбаум был открыт. И вот оно – вперед к свободе и горам. Пограничники спали и даже не думали проверять у нас наши паспорта.
Не остановила нас так же и надпись — «Проезда запрещен. Лавиноопасно».
Погода и не думала улучшаться – мокро, холодно и совсем неуютно. Вдоль гор плыл полосами низкий туман, который, казалось, можно потрогать руками.
Меня не покидало стойкое ощущение промозглого октября. Иногда мы ехали просто в сплошном «молоке», пейзажи вокруг было не разглядеть, но я помнила, что где-то вверху должны быть горы, покрытые шапками ледников. И где-то внизу глубочайшие пропасти.
Хотелось спать.
И еще витала мысль, как Змей на квадроцикле будет переезжать бурные горные реки.
Где-то внизу оставалось БАО; провели инструктаж всех пилотов, одна из «Тойот – Прадо», провалилась в первую промоину, а мне думалось – лето отменили.
Горы не становились ближе и уютнее, пошли первые каменные осыпи, и в 7-40 утра колеса красного лифтованного «Прадо» коснулись ледяной воды реки «Озерная».
Воды было не много, все пересекли речку без особого труда. Квадроцикл лихо перемахнул на другую сторону.
Когда временами туман рассеивался, было видно стальное небо, которое почти лежало на грязно-зеленых безжизненных холмах.
Вспомнилась поездка на Карааршу и бодрый голос Господина Уазика, обещавшего нам – «Еще поднимемся на 500 метров, и будет солнце». На этот раз глас Уазика молчал. В 8 утра мы проехали по первому, серьезному участку с каменной осыпью. Дорога медленно, но верно шла вверх, где-то внизу – в ущелье, серебрились многочисленные рукава горной речки.
Примерно в 8.30 группа пересекла границу Казахстана, взяв перевал Озерный, и въехав в Киргизию, где тут же наткнулась на большое стадо яков. Еще 10 минут и вот она — переправа через Чонг Кемин. Брод искали методом «тыка». Один из водителей одел высокие болотные сапоги, и смело ринулся в воду. Пар раз его чуть не смывало быстрым течением. Переправа прошла без эксцессов. Больше всего боялись за квадроцикл.
Дождик и не думал заканчиваться. В 10 мы тронулись в путь. Вверх, по бесконечным серпантинам. Ледники становились ближе и ближе. Дождь прекратился и туман почти рассеялся. Панорама вокруг была захватывающая. Горы, пропасти, ледники, обрывы, реки… Встречаем киргизских велосипедистов, которые уверенно говорят нам, что «там все завалило» и мы не проедем.
В 11.30 мы подъехали к самому нехорошему серпантину. 16 или 18-ый по счету.
Высота приближалась к 3500. Дышать было тяжело, машины тоже задыхались от нехватки воздуха. Грунт под ногами был похож на рассыпавшийся цемент – серый и мокрый. Морена, которая сползала вниз, разрушая дорогу! Вот и первое серьезное препятствие. Камни и промоины…Дружно взяли в руки лопаты и под мудрым и чутким руководством Уазика начали капать и прокладывать маршрут для машин.
Каждый шаг вверх давался с большим трудом. Раскопали, провели часть машин, чтобы через 50 метров наткнуться на завал из камней и грунта. А впереди, совсем близко, маячил перевал Кок-Айрык, с Киргизской аркой и их красным флагом. Копать и ворочать землю на такой высоте вовсе не так легко, как в огороде у бабушки. Проехали. А на нас просто упал туман. Еще пять минут пути и новый завал и глубокая промоина.
12.15 и мы под аркой. Начинается какое-то массовое помешательство, видимо вызванное отсутствием кислорода. Взрослые дядьки начинают беситься как дети, штурмуя лавину, загоняя машины на вертикальные стены, соревнуясь, кто дальше заедет. В глазах каждого из этих людей живут сумасшедшие искорки авантюризма. Самые разные возрастные группы, самые разные социальные статусы, самые разные машины – но они вместе. И назло всем – вперед, к цели, всем вместе…
В 12.50 снова трогаемся в путь. Теперь нам нужно ехать все время вниз, и где-то там, в конце пути – теплое и соленое озеро. И лето. Вот в эту сказку нам верилось с трудом, потому что за бортом было всего +6. Горы с этой стороны не такие красивые и живописные, как до перевала. Да и камни – просто огромные, с острыми краями и бесконечные осыпи.
Через 10 минут пути – снова копать. Справа – отвесная стена, слева – глубокий обрыв. А нам нужно ехать. Туман то рассеивается, то опускается вновь. Такое чувство, что это будет продолжаться всегда. Расчищаем, проезжаем. Едем от силы 8 минут и все… Огромная каменная осыпь, булыжники размером с чемодан. Улыбчивый Уазик сообщает – «Ну что – будем строить дорогу!»
Больше двух часов на этом месте, руками и ломами расталкивая огромные, неподъемные камни. В одном месте даже докопались до дороги. Было страшно смотреть, как машины сантиметр за сантиметром ползут по этим острым камням, при помощи опытных штурманов. Проехали все. И наработались и насмеялись. И опять же – все вместе! Вообще, такая высота это что-то – пакет с чипсами раздувает до невозможности, а консервные банки, при открытии просто взрываются фонтаном из соуса.
В 15.15 мы увидели первый кусочек голубого неба за весь день. Иссык-Куль все ближе. Съезжаем на траву, чтобы объехать большой завал. Спуск очень крутой и везде валяются исполинские булыжники. Будто какие-то великанские дети играли здесь в пирамидки. В 15.40 мы в самом низу, и какой-то гостеприимный киргизский мальчик показывает нам смачный «фак».
Добро пожаловать в Киргизию, уважаемые нелегальные туристы. Все голодные, все возбужденные, решаем ехать поесть в юрту. 24 человека наели на 9000 тенге. Но, в общем – халява. Вкусно или нет, не помню, просто очень хотелось есть. Поднимаем тосты за счастливое приземление и едем на пляж. Вода теплая и волны, но такой холодный ветер, что из свитеров не хочется вылезать. Мы столько ехали и не искупаться??? Самые отчаянные девушки смело прыгают в воду, в пол-седьмого вечера, под недоуменные взгляды всей кампании, кутающейся в теплые куртки…Выход из воды, это просто кошмар. Спасает только мартини…Вечереет – на небе восходит месяц, оставляющий удивительную лунную дорожку на спокойной воде.
Все идет своим чередом. Всей кампании весело и клёво. Так и закончился вечер пятницы: с чаем из самовара и вкусным ужином. Спать было сначала жарко, потом холодно, потом опять жарко. С шести утра солнышко палило в стекла машины, не давая нормально спать.
Суббота началась очень рано. В семь утра практически весь лагерь был на ногах, а кое-кто уже весело плескался в ледяной воде. И почему киргизы для туристов по утрам не подогревают воду. К нам приехали еще 2 или 3 машины из Алма-Аты.
Весь день прошел в пляжных развлечениях: кто-то загорал, кто-то сгорал и прятался от солнца под тентом, кто-то закапывал и откапывал машины, кто-то топил квадрик, кто-то его сушил, кто-то участвовал в медленном драге, а кто-то катался с завязанными глазами по змейке, кто-то привозил плов, кто-то его рубал. В общем, отдыхали все.
Вечер был тяжелый, потому что почти эти все и сгорели. Он закончился дискотекой при луне и купанием голышом отдельных товарищей.
На утро третьего дня к нам приехал довольный, но при этом злой Зумер, который ночевал в 50-ти метрах от нас. Мы просто в три часа ночи уже все утихомирились, и он нас не нашел. Вот если бы он приехал на пол часика раньше… У Ромки было самое короткое пребывание на ИК. И то, мне у сгоревшего Уазика удалось выторговать час на покупаться подольше. Он хотел ехать в юрты есть, а мы хотели купаться. Мы победили!
Над горами висели белые облака, и мы с грустью думали, что опять нам ехать в тумане. А нет, солнышко и хорошая погода на этот раз были на нашей стороне. Мы любовались видами. Обратная дорога заняла у нас 7 часов.
Дорога домой всегда короче. Самый экстрим изо всей поездки – это был спуск с БАО. Как будто вся Алма-Ата сдурела и бросилась в горы по открытой дороге. Пыль, толпы пьяных, бросающихся на «Патруль», неадекватные низколетящие и их хозяева, пыль просто столбом…