Главная / Путешествия / 15.07.2006 — Кара-арша — 2006

15.07.2006 — Кара-арша — 2006

pics_443.jpg  Я хочу вам рассказать о том, что в Алма-Ате, бывшей столице Республики Казахстан есть не только всемирно известный высокогорный каток Медео, но и бесконечные горы и холмы с высотами от 2000 до 4000 метров над уровнем моря, голые, с острыми скальными камнями или целиком покрытые лиственными или сосновыми лесами, бесконечные ущелья и горные реки, которые мы покоряем и через которые «рубимся», то есть прокладываем в дорогу в чрезвычайно трудных, не понятных простому обывателю условиях.
Машины, на которых мы ездим, это в основном стандартные джипы, либо с небольшим лифтом и блокировками, либо вообще без ничего, но с умелыми водителями за рулем, и на хорошей резине. Все это в куче – гарантия прохождения трудных маршрутов и залог хорошего настроения. Машины, в основном, – это Тойоты Прадо, с разными кузовами 71, 78, 80, 90, Нисаны Мистрали, Тойоты Сюрфы, Нисаны Патролы и Сафари, Митсубиси Паджеро – короткие, трехдверные и длинные – пятидверные. Реже едут Делики и наши родные советские Нивы и Уазики. Специально подготовленных спортивных машин с лебедками и со всеми блокировками обычно едет одна, максимум две.
pics_036.jpg pics_024.jpg pics_056.jpg

Самый часто задаваемый вопрос в последнее время- Как так можно отдыхать???
Да, после иной поездки по горам в условиях глобальной нехватки кислорода, хочется отдыхать еще неделю. И все равно, мы ездим – почти каждую неделю и в разные места. И выходной, проведенный дома, просто кажется глобальной катастрофой. « Все пропало, все пропало…». По настоящему жалко напрасно потраченного дня. Сейчас всем хочется жить активно и принимать во всем этом участие.
Вообще, Караарша, которая переводится, как – Черная Арша, или Арча, или, можжевельник, это такое место, где уже не один человек переворачивал машину. Где людей ищут с вертолетами и тд и тп. Нас пугали, что мы не проедем, замепрзнем, перевернем машины…

Начнем с начала. В 70 километрах от Алма-Аты, по Кульжинской трассе, которая ведет прямиком в Китай, расположен у подножья гор городок Иссык. Выше Иссыка начинается Тургеньское ущелье, которое славится своими форелевыми хозяйствами. Скажу, что это место стало любимым для многих горожан и по выходным здесь так же людно, как и в центре Алма-аты в час пик. Едем еще выше, и мы попадаем в селение Батан, где кончается асфальтовая дорога и начинается легкое бездорожье. Выше расположено огромное высокогорное плато Ассы. На одной из гор находится заброшенная обсерватория, которую мы называем «Чупа-чупс». Там, где заканчивается плато Ассы, уходит дорога на право, на перевал Кара-арша. Затем резкий спуск вниз к самой горной речке с одноименным названием. Проходим почти все ущелье, уходим через речку на лево, на перевал Кузыл Аус, спускаемся вниз и вновь выскакиваем на плато Ассы. Трехдневний маршрут. В меру сложный и опасный.
pics_002.jpg pics_062.jpg
Многих собравшийся в эту поездку пугала фраза, что «в Кара-аршу мы будем падать». Эта поездка проходила не только на джипах, с нами был 1 кроссовый мотоцикл, и один квадроцикл.
Ровно в 19-00 в пятницу, мы были на месте на выезде из города. И наша небольшая колонна, смело ринулась в путь. В городе был дождь и вполне осенний холод, но нас успокаивало то, что над теми горами, куда мы едем, было почти голубое небо. Иссык встретил нас радостной радугой, и мы поняли, все у нас получится. Подъем на Ассы прошел гладко и спокойно, уже по темноте. В 21- 55 мы были возле знака – «Обсерватория 23 км и высота 2250 над уровнем моря». И еще где-то час проблуждали в поисках нашего лагеря, в котором уже были 2 машины.
ЛЕТО ОТМЕНИЛИ, 15 июля ночью был глубокий минус. Вечерний костер затянулся не сильно, потому что все замерзли, и один из организаторов поездки всех напугал, что завтра подъем в 8 утра, потому что «нас ждет длинный день с падением в КАРА-АРШУ.»

Утро. Оно встретило нас прохладой, но солнышко светило и обещало нам хороший день. Мы знали, что до 11 утра в этом ущелье обычно хорошая погода, а потом идет дождь. Как оказалось, наш лагерь был у истоков Ассов, где это большое плато почти заканчивалось. С этого места пока еще была дорога назад, но никто не хотел передумывать и все смело ринулись вперед ровно в 9 ноль-ноль.
Дорога медленно шла вверх, то по руслу реки, то нет, нам встречались только голые холмы на верхушках которых лежали огромные валуны скальника с острыми краями. Потом пошли топи и речки, на которых штурманам приходилось выходить из машин и грамотно показывать дорогу среди острых и больших камней. Этот же процесс еще называется – «заводить машину». Когда штурман стоит впереди машины и жестами показывает пилоту, куда нужно правильно ехать, чтобы огромные камни не повредили поддон машины, а острые ветки не повредили лакокрасочное покрытие вашего автомобиля. Больше всех застревал и садился Нисан Патрол.
Патруля дергали и ехали дальше. Вернее — Ползли. Где-то через пол часа пути мы свернули направо в другое ущелье.
Начался серпантин. Высота была 2790 над уровнем моря. Дорога каменистая с промоинами и кренами. А слева пропасть. Очень романтично! Главное было держать дистанцию.Над головой собирались грозовые тучки. Голубого неба оставалось все меньше и меньше. На склонах холмов лежал снег.

З а с а д а.

Мы ее все ждали. Опять же – это волшебное чувство, когда въезжаешь прямо в облака! Оборачиваешься назад – а там до горизонта холмы-холмы-холмы, зелено-синие с вкраплениями снега.
В 10 утра колонная джипов наехала на снег!
pics_063.jpg
Остановка на перевале, групповое фото на фоне верхушек далеких гор, быстрый осмотр природы на высоте 3150 и снова в путь. Опять – в облака!

И вот оно – началось падение в Кара-аршу.
Спуски- те же самые каменистые серпантины, промоины, скальники, острые камни, обрывы и романтика. Романтика — это ветер в лицо и облака над головой.
Спуск занял час. Мы остановились качать колеса. Потому что дальше пойдут камни, а резать резину не хотелось никому. На всю толпу машин было всего 2 компресора, и люди записывались в очередь строго по талончикам.
pics_152.jpg pics_164.jpg pics_128.jpg pics_172.jpg pics_211.jpg
Мы расположились на небольшой полянке, вернее, на болоте. Ущелье впереди, куда нам нужно было ехать, почему-то казалось мрачным. Начинались елки и всяческие многометровые палки. Крены (это участки дороги с большим углом наклона почвы) почти все прошли нормально, под руководством опытного штурмана, между елок поворотники никто не оставил. Хотя, между огромными, острыми камнями, елками и палками ехать было не совсем комфортно. Несколько раз приходилось вывешивать машины. Это когда люди виснут на той стороне машины, в чью сторону грозит опрокидывание. Штурмана набегались по полной.
Доезжаем до поляны, в 13-30, на которой будем ночевать и начинаем разбивать лагерь.
Все – вторая часть пути и второй день почти закончен. В 18-30 нас накрыл град.Вечерело. Мы начали ждать вторую группу. Перевал был мокрый, они могли не подняться.

Где-то в 21-30, так никого и не дождавшись решаем ехать встречать – квадроцикл возвращается на перевал Кара-арша и вызывает их по рации, мы едем в противоположную сторону на Кызылаус и тоже вызываем их по рации.
И вот тут началось самое интересное из всего второго дня.
Мы попали в сказку. Причем в страшную. Узкая дорога проходила вдоль русла каменистой реки. Вокруг росли мрачные стометровые ели, везде валялись бревна, рос непролазный шиповник, который наносил не поправимый ущерб лакокрасочному покрытию машин. Иногда приходилось ехать впритирку между двумя деревьями и падать в речку или уходить с креном на обрыв. Хорошо, что мы поехали на подготовленной машине со всеми блокировками и с опытным штурманом.
В одном месте мы 40 минут ехали на трех метрах. Машина либо с креном переворачивалась, либо врезалась в толстенную елку, либо падала в речку…Но мы так никого и не встретили. Вернувшись в лагерь, мы услышали по рации, что едет 6 машин. Но они далеко. И приедут только на рассвете и то не полным составом, из-за порванных на камнях колес.

Вторая ночь была почти теплой, если не сказать, что жаркой. Группа, прибывшая ночью была с нами не долго. Они разделились на две- первая поехала проходить Карааршу против шерсти,  ( и они это сделали, и оказались в городе на 6 часов раньше нас) , вторая поехала на перевал Кызыл-Аус, собирать потерянные в ночи джипы и ждать нас на этом перевале.
Вся колонна тронулась в путь в 12 часов дня. В свете дня вчерашняя страшная сказка не стала привлекательней. Так же страшно и порой опасно. Штурмана практически не сидели в машинах.
В час дня доехали до поворота на верх. Многим думалось – за ним болото, потомп наш перевал. Окажется, что нам до него ехать еще 8 часов.
pics_370.jpg pics_382.jpg pics_395.jpg pics_396.jpg
Как я люблю ездить на джипах, когда тебя трясет, колбасит, сносит в пропасть, калашматит градом, сдувает ветром, ты одновременно хочешь в туалет, пить и есть, а надо тупо и умно ехать вперед, и нельзя закрывать окна, потому что ты в нем висишь и заводишь машину между камнями, а ветки елок и прочей растительности хлещут тебя по лицу.
Вверх мы ехали в сто раз медленней, чем по страшному лесу. Не буду перечислять, кто где садился и сколько раз. Почти все и помногу. Средняя скорость была километров 5 в час, не больше. Мне уже в два часа дня начало казаться, что асфальта в природе не существует, когда мы, наконец, добрались до болот.
К 14 часам мы кое как доехали до болот. Тут была настоящая Ладога. Если бы не лебедка на красном Прадо…
Град настиг нас внезапно…Огромные горошины, даже не горошины и не фасолины, а бобины, с громом и молний летели вниз… Подумалось, что это локальный град, но на всех 4 часах пути все вокруг было усеяно градом.
Все, от болота мы поползли вверх. Склоны, если не каменистые, то скользкие. Пару раз, в промоинах, выходили, распинывая 30-ти сантиметровый слой градинок, и капая колею для машины, потому что лететь вниз нам было метров 800…Вот такая романтика 3000 метровых холмов Алма-Атинской области.
pics_409.jpg pics_404.jpg pics_399.jpg pics_439.jpg
Мы доехали до верха, думая, что это уже Кызыл аус, а это оказался далеко не он.
Ветер сильный, чем выше поднимаемся, тем холодней. Вылезать из окошка машины и штурманить хотелось все меньше. У меня было состояние – отстаньте все от меня и дайте мне поспать. Но я реально понимала, что если мы порежем колесо об камни, это будет плохо. Приезд домой тогда вообще отложится на неопределенный срок.
Дорога была однотипная, голые холмы, елки и вершины-вершины-вершины. То вверх, то вниз. Мне казалось, что это уже не кончится никогда. Опять кто-то буксовал и не мог подняться, кого-то тащили и тянули….
Я уже почти возненавидела эти бесконечные холмы. На ум опять пришел вопрос – кому вообще пришло в голову нарезать здесь дорогу??? В 8 часов вечера, выскочив на очередной подъем, мы увидели обалденный закат.
На самом перевале Кызал аус, мы, вылетая из финального поворота, сталкиваемся лоб в лоб с огроменным прототипом Мерседес. Еле разъехались с этими спортсменами.
Наши 4 машины уезжают вперед на плато Ассы, искать левый поворот через речку.
А уже ночь, хоть глаз выколи. Не буду писать сколько мы раз блуждали, поворачивали не через те речки… И в итоге заблудились, и вместо того, чтобы повернуть на дорогу к дому. Мы поехали опять по дороге, ведущей к Караарше…

Опять ехали по руслу реки туда и не туда, когда мы выскочили и увидели наших, мне это показалось высшим кайфом в этой жизни.
Потом был спуск вниз до Батана в режиме гонки, прощание и ночная трасса.
Здравствуй город в час ночи.

Точка в Караарше поставлена. Мы это сделали..

Добавить комментарий