Главная / Путешествия / 17.03.2007 — Край света или Копи Царя Соломона

17.03.2007 — Край света или Копи Царя Соломона

DSCF4357.JPG
Впечатлениями о поездке поделился один из ее участников — Nephilim

Планирование поездки началось заранее – за неделю. Хоть и случайно. D1m0n с AnnaM@lia, съездив куда то в глубь Богутов, обнаружили там таинственную затопленную пещеру. Романтик Gerry торжественно присвоил ей категорию «Заброшенная штольня».

Такие слова не могли, конечно же, пройти незамеченными мимо заядлых «Проходимъцевъ» — вся последующая неделя прошла в спорах по поводу состава группы и времени выезда. В цели и необходимости посетить «штольню» никто не сомневался. Причем даже фразы «там когда-то добывали уран» и «вода, наверное, радиоактивная», никого не заставили усомниться в цели поездки. Жена робко попыталась возразить что, мол, «вдруг эта шахта плохо влияет на ммм…потенцию…», но, глотнув накануне пива, было тем не менее решено ехать.

Как один из занудных людей, против более раннего выезда громче вех возмущался ваш покорный слуга. За что и поплатился впоследствии. Как? Читаем далее по тексту.

Итак, днем выезда была назначена суббота – прекрасный день, обещавшая быть прекрасной погода, полные баки топлива, рюкзаки с едой и выпивкой.

Как уже было указано выше, из «опоздавших» (по объективным причинам) был один я. Основная группа ушла с «точки броска» (пр.Рыскулова\Кульджинский тракт) ровно в 8.00 по местному времени. Дорога на БогетыОсновную группу составляли: Dan_First и Taxist5 («коротыш» Pajero), Openson и Messershmitt («Сафари» на стероидах), Fireman с дамой (Mistral) и Terekhov + штурман+2 дамы(TLC 105 Expedition). Вести бой Догонять колонну пришлось в ускоренном режиме, нарушая иногда закон на трассе и развивая на пустынных участках трассы, скорость до 120 км\ч. Но! Только в тех местах, где не было видно попутных и встречных машин :). Описывать нудную поездку по трассе не имеет смысла, скажу только, что от встречных представителей закона мне помогал спасаться FireMan, любезно сообщавший о постах. Группу догнал уже после поворота к горам, где они согласились подождать меня 10 минут.

Дальше пошло веселее. Колонна ехала медленнее, чем я утром :), так что успел даже скушать пару сандвичей и выпить бутылку чая. После поворота вглубь Богутов остановились на перекур и передых. Народ в «Сафарике» сразу же начал разминаться, прыгать и веселиться. Дима сосредоточенно просчитывал маршрут, Группа на перекуреTaxist радостно вспомнил что у него в машине лежит до сих пор не откупоренное пиво, Terekhov сосредоточенно курил, а присутствующие дамы пугливо озирались на горы 🙂

Тронулись. Было около 10.00 утра. Т.е. на дорогу до места съезда с трассы ушло около 2 часов. Въезд в заповедную зону был мужественно прегражден двумя «кавказцами», бросавшимися под колеса и прямо на бампера. Обдав их пылью и не заметив признаков разумной жизни в домике, въезжаем в «ущелье» и начинаем подъем на небольшое плато. Дорога постоянно петляет, впереди идущий Dan_First выкидывает из-под колес клубы пыли, окно открыть невозможно – сразу же весь салон окутывается плотным облаком. Этот участок путешествия скрашивают только редкие «прогалины» в ущелье, откуда можно посмотреть вниз подъема и увидеть «осколки зимы» — проплешины грязноватого снега в ложбинках, окруженные россыпью звезд — подснежников. Хотелось выйти и запечатлеть эту картину, но напирающий сзади FireMan и ускользающий ведущий колонны не давали забыть, что я не один тут. Пришлось мириться и ждать. Спасение пришло внезапно – в лице Taxist’а. Ведущий останавливается и из машины бежит штурман – куда-то в сторону от дороги. Подснежники из Красной КнигиКак оказалось – сфотографировать подснежники. Очень хотелось нарвать букет и привезти домой – жене, маме, бабушке. Но, взглянув на эти хрупкие лепестки жизни, пробивающиеся из-под снега и представив себе, что осталось бы от них после 8 часовой поездки в пыльной и душной машине…В общем, мысли о нарушении природного равновесия ушли сами собой, попутно пристыдив «варварскую сущность» 🙂 Закончив фотографировать, поворачиваем головы и наблюдаем местного жителя, удивленно наблюдающего за толпой «городских», склонившихся над цветами. Получив разрешение, фотографируем и его – всадник горделиво распрямляет спину и чуть насмешливо наклоняет голову. Ему явно не понять всей этой суеты. Чуть позже, метрах в 300 после выезда на плато нашли и запечатлели «уникальный вид подснежников, занесенный в Красную Книгу»(с) Taxist.

Между тем, дорога продолжается. Удивительный пейзаж. Вокруг – вроде бы мягкий, местами даже грязевой, грунт. Но откуда ни возьмись прямо посреди огромных пространств «полу-черноземных» земель «растут» прямо из грунта словно верхушки скал. Ущелье в горах Бала БогетыЭто не хрупкие сланцы и не мягкие осадочные породы – это растет гранитный монолит. Кое-где попадаются довольно увесистые камни – некоторые весом до полутоны. Как они там оказались, от чего откололись? Надо будет взглянуть на карту тектонической активности этого района при случае. Удивительная все-таки страна — Казахстан. Можно объездить кучу мест и каждый раз будешь встречать что-то новое.

Воздух, когда останавливается колонна – просто прекрасен. Пахнет весной. Не той весной, что в городе – смесь паров бензина, сгоревшего выхлопа, пыли и запаха сирени, а ВЕСНОЙ. С горьковатым запахом начинающей парить степной земли, тонкого аромата начинающих пробуждаться цветов, смягчаемым холодным дуновением чистого ветра с близких гор. Такой воздух хочется пить. Жадно, давясь, не оставляя ни капли на потом…

Природа в горах Бала БогетыОставим романтику, колонна вновь начинает движение, Taxist с радостным возгласом вспоминает что у него в машине много холодного пива и он не за рулем. Тихо завидую:) Он сетует только на «купе для некурящих». Девушки у Terekhov’a в машине осмелели и начинают «просыпаться» — порхать между машинами и «фотографировать все». Включая Terekhova, который иногда важно успокаивает их и призывает к порядку:) Дорога по плато немного напоминает поездку через Асы ранней осенью. И по ощущениям и по тех. состоянию покрытия.

Мелкие лужи грязи доставляют радость:) Машинально поддаю газу, задние колеса срываются в букс и обдают едущий сзади «Сафарь» комьями грязи. Упс! Втягиваю голову в плечи, жду гневного «Биииип!»…Тишина…Смотрю в зеркало заднего вида. Вижу сквозь «амбразуры» стекол радостные лица Opensona и Мессершмитта. Оп-па, да они даже рады этому:)…Последующие 5-6 км продолжаем доставлять радость друг другу таким незамысловатым способом…

Красный Каньон издалекаВдруг ведущий останавливается. Слева виден Красный Каньон во всей свой красе. Но почему остановка? Дима уже ушел от машины и привычно фотает скалы, каньончики и базальтовые скалы. Я собираюсь подойти к краю обрыва и сфотографировать, что там внизу, но получаю тычок в бок от Taxist’а — он хватает меня за рукав – куда? Как оказалось, толща снега на краю ущелья, хоть и выглядит мирно, может под малейшим толчком соскользнуть вниз вместе с человеком. А кажется такой надежной…

Как оказалось, остановка вызвана тем, что Fireman потерял «противотуманку». Terekhov, шедший замыкающим засек утерю предмета и сообщил головному по рации. Пока Андрей убегает за «туманкой», пишем на пыльном боку его машины «Превед!». Openson с радостью отскребает куски грязи с капота своего «слоника». Похоже, я не ошибся и ему действительно в радость грязь 🙂

Дима, сориентировавшись по карте, указывает рукой мимо дерева и одинокой скалы: «Туда! В ущелье». Начинаем спуск. Ущелье оказывается хоть и маленьким, но очень живописным – колючие деревца и кустарники гнездятся между скалами рыжеватого цвета. Подходим ближе. Неужели всего лишь мох? Да. Но только местами. В большинстве своем камни словно окрашены в кирпично-рыжий цвет. Я не геолог, не знаю из-за чего получается такой цвет в минералах, но выглядит красиво. Немного напоминает гигантский мозг 🙂

Стремительный пожарныйСпускаемся в ложбину, куда указывает трек…И…засада…Тут, видимо, когда-то было русло речки. Впереди сплошным метровым ковром лежит саксаульник. Спуск глинистый с глубокой колеей. D1m0n, видимо, здесь развернулся, тоже не поехал напролом…Пытаемся развернуться для выезда и..Fireman ловит «диагоналку». Урра, наконец-то! Все бегут к нему в надежде на приключения…Но Андрей, огорчив нас, легко из нее выходит.

Продолжаем путь. Едем сквозь заросли камыша и слева наблюдаем «родник, речка, болото»(с)карта. В реальности же родником оказалась небольшая скала, похожая на ту, что была в фильме «Бронзовая птица», высохшее русло реки, высохшее болото. И вдруг – первая находка, подтверждающая что тут когда то были люди – гильза калибра 7,62. Причем свежая, не успевшая потемнеть под солнцем. По капсюлю пытаемся определить откуда она вылетела – из «Сайги» или «Калаша». Так и не пришли к единому мнению. Высохший родник

Что ж, едем дальше.Выезжаем на небольшое плато, поворот…стоп…разворот обратно до распутья и останавливаемся. Дима растерянно вертит в руках GPS: «Судя по карте, штольня прямо тут». Расходимся в стороны. Штольни нет. Вместо нее находим довольно большую воронку, явно искусственного происхождения (метра 3-4 в диаметре). Вспомнив основы военного дела на военной кафедре и на сборах, выдвигаю гипотезу, что снаряд (ракета, метеорит) падал по достаточно крутой навесной траектории, настильным огнем тут и не пахнет. Естественно – откуда? Кругом горы – бить настильно можно только с их вершин, только как туда заволочь пушку Воронкатакого калибра. Мессершмитт вспоминает детство на Колыме и российскую армию. Утверждает, что такие воронки получаются от миномета «Гвоздика». Поднимаем его на смех – откуда тут гвардейский миномет – до ближайшего жилья километров 50 по узким горным ущельям, где не только танк – «коротыш» «паджерик» проходит иногда с трудом.

Вдалеке виден какой-то знак. Мчусь туда…Всего лишь обычный треугольник «шипы…заповедная и воспроизводственная зона». И «колючка», обозначающая границу этой зоны. Что интересно, в 10 метрах от знака нахожу еще одну воронку, поменьше. Как и вокруг первой – почерневшие камни, большой бруствер от выброса грунта. Опять навесная траектория…В 20 метрах – еще 2-3… Вспоминаю ШАМАНа – по его утверждениям «где-то там когда-то падал метеорит»…Может и так…Но тогда он разбился на много мелких кусков…

Решаем завернуть за гору. И, вот он! Долгожданный вход в пещеру! Ура! Нашли! Радости не было предела…Спешиваемся, дизеля радостно тарахтят на холостых, выжидая паузу турботаймера. Достаем фонарики, идем к пещере…

Вход в заброшенную штольнюНе знаю, кто ее строил, но заметить ее реально трудно – в 50 метрах от нее невозможно при беглом взгляде догадаться что под этим деревом есть что-то «таинственное и заброшенное». Поочередно светим туда. Дима достает какой-то подводный сверхмощный фонарь. Дно и своды пещеры освещаются ярким светом. Вода совершенно не горячая, дно обычное – илистое, сквозь полуметровый слой воды видны торчащие ржавые трубы. А главное – в свете фонаря видны громадные колонии лягушек. Стоп! Если там есть лягушки, значит радиации там нет.

Terekhov робко напоминает: «А у меня есть комбинезон, может залезем?». После радостного галдежа и восторженного визга присутствующих дам решено отправить туда наиболее компактного из всех — Opensona. Тем более, он и не возражал особо. Вторым вызвался полезть FireMan в ОЗК. Фотографируем добровольцев «на память» и отходим от края пещеры. Taxist предупреждает «первопроходцев»– «если будет взрыв, падайте лицом вниз». Шутит.

Ребята потихоньку продвигаются вглубь пещеры, Стас кричит что видит как дно поднимается и дальше сухо. Постепенно они с Андреем пропадают из вида.

Оставшиеся снаружи выходят из зарослей и начинают осматривать окрестности в поисках интересного…Лезу на гору, беру бинокль…Гора – тоже базальт-монолит, суровый и крепкий, сформировавшийся явно не одну сотню лет назад…По бокам скалы хрупкие сланцы – ступаешь на них ногой – осыпаются, откалываются узкими пластами, хотя по цвету не отличимы от базальта…Что ж, хотя бы частично понятно, почему шурф пробили именно там. Метрах в 50 левее или правее он бы осыпался сразу.

С вершины открывается прекрасный вид. Единственная странная вещь, выдающая присутствие человека в этих краях – громадные глубокие «траншеи» от горизонта до горизонта. Как будто гигантский плуг нанес на землю 3-4 длинные «царапины» от горизонта до горизонта. Неважно, что попадается на их пути – скала, песчаник или просто глина – везде идет примерно одинаковая глубина. Интересно, что это и для чего сделано? Ведь объем работ был проведен громадный. Явно не геологи. Такой масштабной работой славились только комсомольские стройки типа БАМа и советская армия с ее непобедимыми стройбатами. Вырыли похоже гораздо позже середины века — края в глине, хоть и осыпавшиеся и поплывшие от дождей и талых вод, но канава сохранила свою четкую форму. Вожу биноклем влево-вправо. Вон там, слева – геодезическая горка камней, там, слева- еще одна…Вдалеке на горе виднеется какая-то мачта. О! А Мессершмитт-то был прав, оказывается, насчет гвардейского миномета. В бинокль, в одной из ложбин, отчетливо виден заброшенный капонир для «Гвоздики» (или для Т-72). Опять вспоминаю основы военного дела, примерно прикидываю директрису стрельбы из укрытия. Получается аккурат в том районе, где нашли воронки. Только почему туда, если в степь «лупить» гораздо легче, чем в горы…Хотя, у военных свои тактики и стратегии…

Спускаюсь с другого склона скалы вдоль «траншеи». Борозда выдолблена явно профессионально – не кирками с ломами. Хотя, в нескольких местах явно видны удары по камню явно рукотворного происхождения. Вид с горыПохоже, долбили камень, закладывали ленты взрывчаток…Только для чего…Ай! Задумавшись, едва не падаю в глубокую яму. Мелкие камешки и пыль сыпятся в провал. Да это же выход из штольни! Осторожно держась за выступ скалы, заглядываю в проем. Мне навстречу, отчаянно хлопая крыльями, вылетает какая-то ошалевшая птица. И снова тот же почерк – аккуратная квадратная яма, на одном из выступов гнездо с яйцом, вглубь скалы уходит боковой коридор. Кидаю вниз камень. Считаю. Примерно 4 метра, глубоко. Зацепить веревку тут не за что. Поднимаюсь на гребень, зову остальных. Долго решаем – спустить ли меня на стропе при поддержке Мессершмитта и Терехова или «забить» на это дело? Девчонки, затаив дыхание, слушают спор. После безуспешных попыток «взять картинку дна» мощной Диминой вспышкой, решаем – «забить». К тому же судя по доносимым ветром обрывкам разговоров с той стороны скалы, Стас и Андрей уже вышли.

Спускаемся, Стас идет нам на встречу. Как оказалось – штольня – вовсе не штольня. Скорее – заброшенный склад. В плане напоминающий букву «Н», с ровным забетонированным полом и сухим воздухом. Запустение и летучие мыши. Ломаем голову – для чего тогда еще один шурф с другой стороны? Неужели правда геологи?

Между тем, начинаем легкий обед – Terekhov достает шампанское, радостные возгласы девчонок, Taxist, прибывший сразу же на эти возгласы – пир начался. Fireman и Dan_First уходят в пещеру вторыми. Я заваливаюсь подремать – пиво и креветки накануне дают о себе знать при полуденном солнце и 20 градусах тепла…

Проходит минут 15. С третьей стороны скалы возвращается Стас и сообщает что там еще одна вертикальная шахта, края которой укреплены деревом. Ничего не понятно. Это уже не рудники – это непонятно что. Отойдя метров на 20 от скалы находим кучу гранитных стержней и россыпь патронов…Если россыпь патронов еще как-то вяжется логически с заброшенным военным складом, то стержни – атрибут геологоразведки, ставит в противоречие россыпь патронов…

Наконец возвращаются Димка с Андреем. Фотографии сделаны, желудки набиты. Все, можно продолжать путь.

Трогаемся на Красный каньон. Димка уверенно ведет колонну по ущелью, в клубах пыли впереди ничего не видно. На очередном повороте, фотографируя очередную «красивую гору», сношу бампером небольшое дерево, ветки летят в салон. Едва успеваю убрать фотоаппарат. Повезло — зеркало, шноркель и бампер вроде целы. Первая мысль после — «хорошо, что не купил кенгурятник, закрывающий фары, сейчас бы крыла не было». И вот — выворачиваем в Красный каньон. Мысли сбиваются в сумбурную кучу: «@ля! Е-мае! Красота какая! Твою душу!» Вокруг и правда красиво.

Красный КаньонПричудливый результат выветривания красноглинных гор заставляет вспомнить «Вспомнить все» 🙂 Марсианский пейзаж. На радостях начинаем, как маленькие дети, бегать по красному песку. Даже колеса в нем тонут «на ура». Кроссовки, до этого просто пыльные, сразу окрашиваются в кирпичный цвет. Немного побуксовав «для понту» и пофотав колоритный «танк» Openson’а в композиции с «гламурными девчонками» (с) Taxist, едем чуть дальше – «на площадку ШАМАН’а». Красивое место – ни ветра, ни пыли, свежий воздух, солнце… Песок, однако, еще более сыпучий – приходится включать полный привод. Опять кушаем, пьем, радуемся жизни. Сортируем мусор 🙂 Не гниющие остатки (полиэтилен, банки, бутылки) упаковываем в машину к Terekhov’у, а бумажки и пищевые отходы закапываем новенькой «Fiskars».

Fireman находит где-то рога. Большие такие. Но старые. По очереди прикладывая их к разным местам, памятуя о том, что прикладывать к голове – плохая примета.:)

Скучающий Openson предлагает кого-нибудь завести на своем «танке» на гору – Димка утверждает, Штурм склоначто с нее шикарный вид на окружающую природу. Мессершмитт, вспоминая свои «уши» — отказывается. Я тоже, памятуя поездку на Касымколь и почти случившийся переворот. Иду пешком. На середине склона кончается дыхание. Песок осыпается под ногами, гора как будто не дает подняться…Вижу, что Safari не проехал и половины пути, что удалось преодолеть пешком…Шут с ним, сдаюсь…Возвращаюсь в лагерь, где уже паркуется Openson. Девчонки, радостно прыгнувшие к нему в машину в надежде заехать на гору, разочарованно ищут цветы и какие-то сухие «безумно необычные веточки».

Покушав и выпив – начинаем путь на Белые горы. Белые–потому что они ровного бело-серого цвета. Видимо меловые осадочные породы, когда-то бывшие дном моря, также как и Красный каньон. Путь до них дольше и немного тяжелее, потому что пролегает частично по грейдеру , частично по руслу реки с утрамбованным песком. Тяжелое испытание для подвески и для вестибулярного аппарата – постоянная дрожь сильно выматывает. Приходится поддерживать довольно высокую скорость – порядка 60-70 км\ч. Ничего особенного на них нет, тем более на фоне поднявшегося ветра, нагнавшего туч. Просто фотографируемся «на память» возле них и едем дальше.

«Дальше» — это выезд из русла реки на старую дорогу до Чилика, идущую вдоль лесохозяйства с одной стороны и пустыней с такырами – с другой. Вдоль дороги – уменьшенная копия богутинских «траншей» — обводная канава через солончак и глину, призванная не допустить незаконного съезда большинства машин в заповедник и заодно выполняющая обводную функцию. Судя по нередким обвалам и промоинам на дороге (занимающих порой площадью до 2\3 ширины дороги) – со своей второй функцией в период паводков канава не справляется. Впрочем, следы BFGOodrich M\T, переезжающие канаву и уходящие вглубь заповедника, к сожалению, также говорят, что как средство защиты от браконьеров канава тоже не очень хороша.Пустыня

Такое впечатление, что граница климатических зон проходит прямо по дороге: справа – уже зеленое лесное хозяйство, с торчащими из небольшого невысокого степного леса столбиками «Въезд в охраняемую зону запрещен», а слева – почти безжизненная пустыня с высохшим, потрескавшимся дном реки и едкими кустиками колючих растений. Там, в мареве над пустыней «парят» базальтовые вершины Бала Богуты. Опять возникает ассоциация с фильмом Joshua’s Tree и Аризоной.

Затем начинается «еще дальше» — около 50 километров «стиральной доски» — жестокого грейдера. Что до меня – это была наиболее выматывающая часть пути. Для меня и для машины. Забегая вперед, скажу – именно после этого пробега пришлось потом полдня закручивать разболтавшиеся болты, шурупы и гайки.

Периодически даем подвеске отдохнуть – сворачиваем с дороги и едем просто по степной дороге – покрытие твердое и гладкое. Жаль, что приходится выезжать на дорогу иногда:( В клубах пыли вижу, как головной выезжает на дорогу, съезжает с нее и останавливается. Видимо, что-то случилось (с) Comedy Club. Поворачиваю, слегка скинув скорость. И торможусь в пол. Стоит егерьский камуфлированный УАЗик с двумя воинами в камуфляже, что-то торопливо говорящими в рацию. Но нас не тормозят. Головной трогается. Еду и я. Смотрю в зеркало – Openson тоже проехал егерей…

Наконец выезжаем на асфальт. Ура! Развиваем скорость под 100. Дорога – абсолютно пустая и уходит в закат. Боже, как красиво. Если бы не скорость и не летящий впереди Димкин «паджерик» – остановился бы и запечатлел эту красоту. От плохого настроения после грейдера не осталось и следа. Машина приятно урчит, музыку можно поставить потише…Кайф…

Приближаемся к развилке дорог. Я иду предпоследним в колонне(останавливался, убирая прилетевшее из багажника барахло). Сзади – бессменным замыкающим колонны – TLC105 Terekhov’а.

КрейсерВижу еще один УАЗик, в котором уже трое. Дальше все как в замедленном кино. При моем приближении бойцы оживились, зашебуршились в машине – тянут руки. Провожаю их взглядом и перемещаюсь глазами в зеркало. А там, горя всеми 4-мя фарами, едет грозный 105-й. Вот причина возбуждения егерей! «Крейсер» — единственный из всех машин, похожий на действительно охотничью машину.

Наблюдаю в зеркало, как УАЗик с места в карьер рвет за замыкающим. Оп-па! Погоня! В зеркало же вижу, как Терехов берет тангету – видимо, вызывает головного. Но колонна продолжает ехать.

С асфальта поворачиваем на грунтовку в сторону источников. УАЗ — за нами. Наблюдаю надпись на знаке «Въезд без спецразрешения в зону воспрещен». Торможу. Лучше сдаться сразу, чем удирать, пусть и от УАЗика, но по степи:)

К счастью, егеря, выяснив, что мы едем на источник и увидев, что у нас на лицах нет печати охотников, отпускают с миром, предупредив, что дальше источника ездить нельзя. Нельзя так нельзя…В 5 часов вечера никто особо уже и не хотел. Едем по абсолютно белой (от соли) грунтовке, переезжаем ручей, забранный в трубу. Колеса слегка проваливаются в грунт, видимо подтопленный ручьем.

На источнике ничего примечательного не было, кроме самого источника 🙂 Все. Все задачи на сегодня выполнены, можно расслабиться. Ведем с важным видом диалоги о свойствах радоновой воды, о продолжительности купания, о процессе выдергивания Пусика из грязи, о капусте — в общем простой треп, общение, смех. Вспоминаем АХАНа — если бы он был тут — все болота бы тут проехал…

Наконец, отмокнув конечностями в горячей, чуть жирноватой воде с запахом сероводорода, и доев остатки еды из багажника TLC 105, трогаемся обратно в город…

Едем по трассе, среди дыма, который добросовестные школьники Маловодного, Чилика и других городов добыли из огромных куч листьев и мусора вдоль дороги; среди стад коров и прочих млекопитающих, которых усталые чабаны гонят по домам; едем, оставляя раскаленное докрасна огромное солнце где-то сбоку. Зная, что дома ждет теплый ужин, мягкая постель, Интернет и крепкий сон…

Все фотографии

Добавить комментарий