Главная / Путешествия / 28.07.2007 — «Неудачная» поездка на Иссык-Куль

28.07.2007 — «Неудачная» поездка на Иссык-Куль

Очень интересный, в литературном плане, отчет о неудачной попытке штурма перевала Кок-Айрык составил организатор и очевидец прорыва, член клуба Бармалей.

 

Географическое местоположение нашего города открывает широкий выбор мест для экстремальных видов отдыха. Хотя термин «экстремальный вид отдыха» подходит не для всех. То что одним кажется за гранью разумного для других это обычное дело. Всё зависит от того, как вы это ощущаете, ведь порой поездка по городу на маршрутке сопоставима с битвой за выживание.

Недалеко от нашего города, в соседнем государстве, находится одно поистине уникальное соленое озеро Иссык-Куль. Из-за своей близости это озеро стало одним из любимых мест для отдыха жителей нашей страны и стран бывшего СНГ. Добраться до озера Иссык-Куль можно различными способами. О некоторых из них мы и расскажем. Первый и самый быстрый способ – самолёт. Всего 45 минут в воздухе и вы в городе Чолпон-Ата, непосредственно на берегу этого самого озера.

Еще один способ, менее дорогой – это поездка на автобусе по трассе Алматы – Бишкек — Чолпон-Ата. Время в пути, согласно рекламному проспекту, составляет 8 часов. Но за 8 часов еще никто ни разу не добирался до точки назначения. Это обусловлено большим количеством всевозможных постов ГАИ, таможенных постов, и маленькой пропускной способностью этой трассы . Трасса хоть и государственного значения, а на всей своей протяженности имеет лишь две полосы, что очень мало. И если на трассе встречаются два автобуса, то разъехаться им крайне сложно, не говоря уже об обгоне здоровенной фуры, следующей в том же направлении. Кстати, именно по этой же причине, трасса Алматы-Бишкек-одна из самых опасных трасс.

Автобус может быть заменен на автомобиль. Тогда время пребывания в пути сокращается, но не значительно, опять же по причине узкой трассы и длительных простоев на всевозможных пропускных постах.

Кроме трасс общего назначения и авиалиний, существует еще несколько дорог, или лучше назвать их направлениями, по которым вы так же можете добраться до цели. Но для движения по этим «дорогам» вам понадобится гораздо больше чем автобус или же легковой автомобиль. Но выбор опять-таки большой. Начнем с самого простого и самого интересного – это пешие прогулки через горы. Время в пути составляет от 3 суток до недели. Всё зависит от вашей подготовки и навыков пребывания в горах. За эти три – семь дней вы сможете насладиться всеми красотами гор Заилийского Алатау. Поправить своё здоровье и запастись впечатлениями на весь год, а может и больше. Горы — это великое творение природы, и лишь побыв с ними один на один вы сможете зарядится от них великой силой и энергией веков. Но заранее хочу предупредить, горы не любят легкомысленного отношения к ним, и поэтому относится к такому путешествию нужно максимально серьезно.

Следующий вариант достижения берегов жемчужины Киргизии – это поездка через горы на велосипеде. Практически то же самое что и пешком, только здесь от вас потребуется недюжая физическая подготовка и хороший горный велосипед. Время в пути составляет от одного до двух дней и так же проходит по тропам Заилийского Алатау.

И последний вариант, о котором я хотел вам поведать – это путешествие через горы на джипе. А точнее на джипах. Для успешного достижения точки назначения вам понадобится полноприводный джип в полной экипировке и с внедорожной резиной.

Наличие хорошей резины – 70% успеха в данном случае. Не маловажный фактор — большой дорожный просвет и присутствие шноркеля . Шноркель – это такая труба, позволяющая засасывать воздух не как обычно из под капота , а снаружи автомобиля. Так же , если вы едете небольшой группой, 2-3 машины, нужна лебедка. GPS с картами данной области. (GPS – это прибор, позволяющий определить ваше точное местоположение). Лопаты, тросы и прочие вспомогательные инструменты идут по умолчанию. Без них вообще нельзя покидать пределы трасс общего назначения.

Именно об этом способе путешествий по бескрайним просторам нашей планеты далее и пойдет речь.

Заранее хочу вас предупредить, если вы считаете, что лучший отдых —  это поесть в дорогом ресторане, посидеть в мягких креслах, посмотреть кино про супер героев, а потом завалится на диван с бутылкой пива и кричать в телевизор на футболистов – то этот рассказ не для вас. Не теряйте время — выпейте пива, ведь ваш живот еще не рвет пуговицы на рубашках.

Если же в душе вы презираете офисный планктон, считаете что лучший отдых после недели отсидки в офисе это запереться в горы, либо сесть на велосипед и найти то заветное местечко, где «Макар телят не пас», если боль в мышцах — показатель продуктивности отдыха, если китайская лапша с пластмассовой вилкой – пища богов, если горячий чай из котелка, сидя вокруг костра с друзьями – великое таинство, то вот вам мой рассказ.

Ранним утром в субботу мы встретились на выезде из города. Первая группа машин стартовала на час раньше. Оседлав своих монстров, мы выдвинулись в путь догонять колонну. Легко преодолев первые трудности в виде разбитой дороги, мы добрались до Большого Алматинского озера (БАО). Дорога от БАО до реки Чонг-Кемин пролетела незаметно быстро. С каждым километром природа становилась все удивительней и удивительней, никакой, даже самый дорогой фотоаппарат не сможет передать то буйство красок, которое окружало нас. На подъезде к реке мы настигли первую группу во главе с великим и могучим «Проходимцем» Игорем. По старому обычаю, Игорь утопил своего Surfа (Toyota Surf) при переезде через Чонг-Кемин. То ли река любит Игоря, то ли цвет у машины особый, но уже который год, и которую машину он умудряется утопить при переправе. И что особенно интересно, в основном Surfы и только синего цвета . Одни верят и убежденны, что Surfы переворачиваются, Игорь верит что Surfы и именно синего цвета склонны к затоплению в реках. Не обошлось без этого и в этот раз, но на его счастье утопил он его «по-легкому», т.е. машина хлебнула воды, но не много. Игорь быстро заглушил двигатель и замер по среди реки, омываемый холодной водой со всех сторон. Вовремя подоспевшие ребята быстро вытащили его лебедкой на берег. Немного повозившись с двигателем и продув все воздуховоды от воды, машина зажужжала как новенькая.

Мы с легкостью перемахнули через реку. Не хочу хвастать, но действительно за годы поездок по «говнам» нашей страны мы приобрели неплохой опыт в преодолении таких преград. И вот наши группы воссоединились, приветствие было теплое и радостное. Большей частью мы не видели друг друга в лицо ни разу, лишь знали прозвища («ники») по общению на форуме. Мы пожали друг другу руки, назвали свои имена и интернетовские псевдонимы, некоторые даже смогли запомнить. «Смогли», потому что после нашего воссоединения нас стало 11 автомобилей ! Если в среднем в каждом автомобиле сидело хотя бы 3 человека, то это уже 30 с лишним человек. Не каждый мозг способен запомнить 30 человек по именам при первой встрече.


Копайте Шура, копайте.

И вот мы дружной колонной двинули в путь. Нам предстояло подняться на перевал Кок-Айрык, что на высоте 4200 метров над уровнем моря. Предыдущие экспедиции в этом году заканчивались неудачей, так как обилие снега не позволяло проехать даже мотоциклистам, но наша экспедиция была настроена серьезно . Все заранее знали, что придется копать, и копать не мало. Помимо палаток, теплых вещей и продовольствия в машинах были наборы гастарбайтеров , а именно : ломы и лопаты. И вот, как только показался заветный перевал в окружении снежных гребней и ледников, мы наткнулись на первую промоину в дороге. Гора, в которой была прорезана дорога, была по сути ледником , по составу это камни, мелкий серый песок и вода – так называемый лёс. И маленькому ручейку не составило труда прорезать в дороге почти небольшой овраг глубиной метр и шириной два метра. Колонна встала и вся команда высыпала на улицу с лопатами. Не теряя ни минуты, мы дружно принялись зарывать этот арык. Никто не стоял в стороне, со всех сторон послышался лязг лопат и удары ломов о камни. Со стороны это напоминало какой-то старый советский фильм о рабском труде негров , простите, афроамериканцев , в каменоломнях(кстати, звук был именно такой же).

Лопаты стонали от ударов о камни , ломы жалили руки, недостаток кислорода заставлял наши головы гудеть и в глазах летали белые звездочки. Было достаточно двух-трёх взмахов лопатой, как голова начинала кружится и руки наливались свинцом. И вот, наконец, мы завалили эту промоину и было решено попробовать пройти первой машине. По странному стечению обстоятельств, первая машина была, конечно, моя. Не то чтобы я трус, но и геройствовать особо не хотелось, особенно если учесть, что ширина дороги около двух с половиной метров, дорога живая – т.е. она реально ползет вниз, а справа обрыв метров 500-600 с углом наклона 45-50 градусов — шансов кувыркнуться гораздо больше, чем проехать удачно.

Ну ничего не поделаешь, мы знали на что идем. Надев шлем, я включил все блокировки, какие только были, а было их всего одна и та — межосевая. Врубив пониженную передачу, машина медленно подъехала к нашему залеченному шраму на дороге. Несколько человек залезли на левую подножку, дабы увеличить вес автомобиля слева и не дать машине опрокинуться. Двигатель взревел и машина медленно полезла вверх, вырывая камни из земли и швыряя их по сторонам. С первого раза не получилось преодолеть насыпь, т.к. машина сразу же поймала диагоналку ( т.е. колеса вывесились, так что сцепление с землей было лишь у переднего левого и заднего правого колеса, а два других колеса висели в воздухе и весело крутились). Немного сдав назад, я повторил попытку. Весь ужас ситуации был в том, что газовать сильно нельзя, так как слева висят на подножке пятеро человек, справа обрыв, да еще и колею нельзя раскапывать колесами, т.к. сзади еще 10 машин в очереди. Немного сдав назад и вывернув руль вправо, к обрыву, колеса нашли за что им зацепиться и машина медленно, кряхтя и скрипя всеми узлами, перелезла через этот овраг. Ну что , первый есть, осталось еще 10 раз. Отогнав машину подальше и оправившись от избытка адреналина, я подумал, что было бы не плохо прогуляться на разведку и посмотреть, сколько еще таких оврагов нам нужно будет закопать, чтобы достичь вершины перевала . Позвав несколько человек из числа опытных водителей, я и мой штурман проследовали за мной, чтобы обсудить, взвесить наши силы и понять, стоит ли продолжать путь.

Поднявшись на следующий виток дороги мы встретили группу мотоциклистов, смешанную с квадроциклистами. Мы давно их уже наблюдали впереди нас. Преимущество мотоциклов в том, что у них всего 2 колеса и им достаточно дороги шириной в 20 сантиметров, у квадроциклистов с этим немного сложнее, им нужно хотя бы дорогу шириной 1 метр, но у них все колеса ведущие и они гораздо мощнее мотоциклов. В общем и целом, мотоцикл и квадроцикл стоят где то в одной категории в плане проходимости в скалистых горах. Мы поднялись на следующий поворот и стали наблюдать, как квадрацикл пытаются перетянуть через очередной овраг, размытый все тем же ручейком. От одного мотоциклиста мы узнали, что дальше будет еще несколько таких же участков, но теоретически их возможно закопать , а затем проехать. Эта новость внесла надежду в наши сердца, но все же мы решили увидеть все своими глазами и оценить величину предстоящих работ по восстановлению дороги.

В ста метрах от нас уже виднелся краешек плаката, стоящего на перевале и обозначающий сам перевал. Поднявшись на следующий виток дороги мы увидели участок пути длинной 30-40 метров, полностью засыпанный снегом, глубиной метра два. Под снегом был лед, да и сам снег был не снегом, а льдом с водой. Перспективка раскопать медленно заходила в туман. Поднявшись еще, мы обнаружили кусок участка, заваленный снегом и камнями еще большей величины и поняли окончательно, что это не реально проехать здесь. Всю картину дополнял кусок дороги, а точнее поворот дороги, заваленный снегом. Причем этот поворот самый главный, если даже представить что мы прокопаем те два прямых участка длинной по 30 метров и проедем, то поворот заваленный снегом откопать не представлялось возможным, т.к. снег попросту некуда кидать . Раскапывая один кусок, мы будем заваливать другой. И ко всем этим сложностям добавлялся тот факт, что гора не будет нас ждать, и тот овраг который мы только что закапали медленно начинал разрушаться, размываемый все тем же злосчастным ручейком. Фактически, складывалась ситуация, что мы сами загоняли себя в ловушку, которая может захлопнуться в любой момент, как только пойдет дождь и ручеек превратится в речку.

Очень сложно было принять решение возвращаться назад. Мы готовились к этой поездке около двух недель, о том, что надо будет очень много копать знали все, и все были готовы копать, но видимо мы не до конца оценили наши силы и силы природы, которые бесспорно брали верх.

Посовещавшись, мы решили сворачивать наши раскопки , а точнее закопки, и разворачивать машины, что тоже составляло проблему, т.к. я уже говорил — дорога шириной два с половиной, может, три метра, а длинна машины в среднем три с половиной метра. У нас был лишь один участок, где машины могли развернуться, и то по очереди.

Участники экспедиции восприняли новость достойно, всего лишь с восьмого раза мы смогли убедить народ возвращаться. Особо неверующие все же поднялись до того участка, где уже 40 минут четверо квадрациклистов не могли затащить один квадроцикл весом 400 кг туда, куда мы собирались затащить 11 джипов весом по 2000 кг каждый.

Аккуратно развернувшись, колонна медленно начала спускаться вниз. Ровно через 6 минут после того, как последняя машина развернулась, начался горный ливень с градом и правильность нашего решения была окончательно подтверждена. Ручейки шириной 10 сантиметров превратились в бурные потоки шириной в метр и тот единственный ров, который мы успели закопать, разрушился, как только его пересекла последняя машина. Вовремя не приняв решение возвращаться назад, мы бы действительно загнали себя в ловушку.

Дорога вниз была гораздо веселей чем вверх, из окон наших джипов торчали объективы фотоаппаратов , а от колес шел пар от горячих колодок .

Наконец-то появилась возможность полюбоваться природой водителям, дорога была знакома и оставалось время посмотреть по сторонам. Где то через 40 минут колонна вернулась к повороту с которого мы уходили на перевал. Настрой у всех участников нашего троффи-рейда был более чем серьезный и мы повернули не назад, домой, а вниз, по течению реки.

 

Монстры Гуана.

С неба периодически накрапывал дождик, делая дорогу скользкой и тем самым весёлой. Нагруженные машины, при каждом нажатии педали газа, устремлялись совершенно в противоположную сторону той, в которую пытался направить ее водитель. Со стороны это было похоже на танец пьяных коров на катке . Грязь разлеталась во все стороны из под колес и если вдруг одна машина подъезжала к другой ближе, чем на 10 метров, то лобовое стекло, со всем остальным прилегающим, покрывалось толстым-толстым слоем, нет, не шоколада, но по цвету чем то похожим. Были участки, где мы проезжали болотистые участки дороги и тогда куски грязи, летящие по сторонам и, в частности, в окна машин, приобретали еще и запах. Впереди идущий джип так подозрительно вилял своим задом, что на какое-то время мы подумали, что он с нами заигрывает. Через несколько минут таких танцев водители все же успели переключиться на другой стиль вождения и совладали со своими полноприводными монстрами.

Здесь я хочу немного по-подробней рассказать о наших монстрах-автомобилях. По сути говоря, весь рассказ можно было бы свести как Ода Тойоте , если бы не один Nissan Mistral, который вписался в нашу компанию, причем вписался гармонично . Итак, 11 машин, из них 10 Тойот разных моделей и комплектаций, движутся по горному джайляу – выглядит просто угрожающе. Я не преувеличиваю. Длинна колонны в подтянутом состоянии составляла больше 60 метров. А теперь представьте облепленные грязью, увешенные шноркелями, противотуманными фарами, кенгурятниками и длинными антеннами, ревущими и издающими грозный рык 11 джипов. Воистину, удивительно красивое и завораживающее зрелище. И в довесок ко всему этому, у нас был самый устрашающий монстр – это джип Toyota Land Cruser 80-ой серии с колесами, внимание, 38 дюймов в диаметре и с бодилифтом (кузов поднят над рамой) 10 дюймов. Чтобы вам было легче представить- его передние фары были на уровне подбородка человека среднего роста, а общая высота около 2.5 метров. При этом колесные арки были расширены на 15 сантиметров каждая. Со стороны джип напоминал космический корабль из голливудского боевика про какое-нибудь мрачное будущее.

И вот этой вот самой дружной толпой мы довольно быстро продвигались вдоль реки.

 

Выдворение.

Самый большой недостаток движения большой колонной это то, что колонна постоянно растягивается на километры, единственное лекарство- это наши рации и короткие остановки головной машины .

При очередном таком растяжении на несколько сот метров, так как головная машина была наша, мы заскочили за бугорок и наткнулись на мобильный пограничный пост, либо просто наряд киргизских пограничников, состоявший из 5 человек. Завидев наши две машины, прапорщик, потирая руки, заулыбался . Мы остановились, вышли . Прапорщик попросил мои документы. Далее следовал его рассказ о пересечении границы и о других наших тяжких преступлениях таких как испуг киргизских коров, которые теряют в надое, увидав грязный автомобиль посреди гор. Его душещипательную лекцию прервал один из солдат, крикнувший, что в дали приближаются еще машины. Далее я смотрел на солдата, а точнее, на его округляющиеся с каждой секундой глаза, по мере появления из-за поворота всё новых и новых машин. Когда все 11 машин вывернули из-за поворота и выстроились в колонну длинной 60 метров, солдат дрожащим голосом сообщил командиру, что всего 11 машин. Прапорщик округлил глаза еще больше, и переспросил меня

–А сколько вас?

-11 машин ! – ответил я понимая всю сложность ЕГО ситуации.

В голове прапорщика пронеслась мысль, которая затем отпечаталась на его лице : Даже если мы просто выйдем из машины и пожмем ему руку – рука будет болеть.

Прапорщик принял единственное правильное решение, а именно, прекратил рассказ о психологических травмах коров и перешел к материальной стороне сложившейся ситуации. Отойдя в сторону, он попросил наши документы и спросил кто старший. Я давно подозревал, что я не последний человек в нашей экспедиции, если учесть, что всю эту кашу сам и заварил несколько месяцев назад. Поймав взгляды нескольких человек, обращенные на меня, я понял, что меня только что назначили старшим.

Стиснув зубы, я сделал шаг вперед. Мы с прапорщиком отошли в сторонку и завели уже дружеский разговор, как равные и по званию и по потенциальной силе. Не будем вдаваться в подробности нашего разговора, скажу лишь, что прапорщик настоятельно рекомендовал нам возвращаться в Алмату, но не указал дороги. На том и порешили. Все быстро рассосались по машинам и мы, как законопослушные граждане, начали процесс «выдворения» , а точнее «самовыдворения» .

 

Начальник шлагбаумов.

Километры летели незаметно, от красоты окружающей нас природы начала болеть голова. На самом деле голова заболела от резкого перепада высоты с 4200 метров до 2500 метров, это очень много для человека без подготовки. Стараясь не обращать на это внимание, мы ехали все дальше и дальше. Горы меняли своё убранство, и вот уже скалы нарядились в зеленые шубы из ёлок, сменив свои ярко синие и оранжевые рубашки из кустов.

Через несколько часов появились вторичные признаки цивилизации, такие как : пластиковые бутылки и кабины грузовиков. Еще через некоторое время мы наткнулись на шлагбаум.

Вообще, шлагбаум — это великое изобретение человечества. Благодаря двум железным трубам, а иногда и просто одному бревну, можно делать деньги не хуже, чем строя дома или выращивая овец. Главное, знать денежное место. Поставив в таком месте шлагбаум и посадив рядом не совсем спившегося или просто не совсем идиота , желательно в зеленом камуфляже, можно иметь очень недурной доход.

Именно на такое устройство по изыманию денег мы и наткнулись. Старая сосна, привязанный к ней кирпич и «страж ворот». Подойдя к нему, мы узнали, что мы все должны заплатить по 100 сомов с человека (2.5 доллара) за въезд на территорию парка.

На что мы возразили : Как это въезд? Мы же выезжаем!

Дальше следовала 40 минутная перепалка с попытками разъяснить что мы не вьзжаем, а выезжаем, и что если он не понимает разницу между этими двумя понятиями, то мы с легкостью переедем и его шлагбаум, и все что рядом с ним . Парень оказался невменяем. Ни какие призывы к разуму не приносили эффекта. В дали показался УАЗик, при виде которого наш «страж шлагбаума» обрадовался примерно так, как домашний питомец радуется приходу с работы хозяев. Если бы у него был хвост – он бы им начал махать. Оказалось, что это едет начальник.

С начальником шлагбаума разговаривать оказалось легче и через 20 минут торгов сошлись на 200 сомов с машины. Заверив нас, что больше с нас здесь за «выезд» денег брать не будут , начальник шлагбаумов пожелал нам счастливого пути.

Дорога стала значительно легче и ровнее, на некоторых участках мы шли со скоростью 40-50 километров в час. На нашем пути мы встретили еще 3 шлагбаума, но заветная индульгенция, выписанная нам главным начальником шлагбаумов, открывала нам любые шлагбаумы в этом районе .

По дороге стали все чаще и чаще попадаться застрявшие (закипевшие) «жигули» и «москвичи», вокруг которых стояли местные аборигены и с открытыми ртами провожали нас взглядом. Еще час пути мы двигались вдоль реки, которая с каждым своим поворотом русла меняла цвет с белого на серый, затем коричневый, а затем небесно-голубой.

Выехав на асфальтированную дорогу, мы очутились в каком-то посёлке. Начался дождь, который далее не прекращался. Дорога , ко всем своим дыркам и выбоинам, стала еще мокрой и скользкой. На встречу нам начали попадаться автомобили с алматинскими номерами, от чего нам стало как-то уютней.

 

Без гвоздя в голове.

Выехав на трассу, по которой обычно едут автобусы везущие туристов на озеро Иссы-Куль, через несколько километров мы пришли в ужас от движущихся киргизских автомобилей, а точнее, от водителей, а еще точнее — от манеры езды.

Складывалось впечатление, что правил движения они не изучали вообще, и даже не читали их. Понятие «дорожная разметка» киргизским автолюбителям не знакомо , а если и знакомо, то лишь в рекомендательном порядке. Знак «обгон запрещен» читается как две машинки, красная и белая, очень непонятный знак с точки зрения киргизских водителей. На знаке «проезд запрещен» обычно размещена реклама , типа : СТО 20 метров, или ШИНОМАНТАЖ и стрелка налево или направо.

Знак «ограничение скорости» существует только для алмаатинцев, потому как только алмаатинцы соблюдают ограничение, предписанное этими знаками, а доблестное киргизское ГАИ денно и нощно блюдёт за соблюдением алмаатинцами требований знаков.

Первые 50 километров вся колонна была в ужасе от творящегося на дороге. Мы заметили особенность, если в зеркале заднего обзора вы видите машину – можете не сомневаться , она будет вас обгонять. Даже если вы едете с предельно разрешенной скоростью, и даже если вы едете вообще с предельной скоростью, машина будет вас обгонять, и даже если это «москвич». На «москвичах» в Киргизии ездят особо «оторванные» водители. Думаю, что в голове у них нет мозгов, это точно, там вообще ничего нет, если и есть — то дерево. Нет, честно, не сочтите в предвзятости, но обгонять джип шириной 2 метра, на скорости в 90км в час, на двухполосной дороге с шириной полосы в 2.5 метра, решится только водитель с полным отсутствием здравого ума. Причем, сделает он это так : обгоняет вас ровно на пол капота, а затем делает резкий маневр направо, так как будто вас там в принципе нет. Соответственно вы, так как знаете, что может произойти с машиной и с вашей головой на скорости 90 км в час, начинаете тормозить, пропуская тем самым этого наглеца перед собой; водитель «москвича», думая, что он вас «уделал» и его «москвич» настоящий гоночный болид , не останавливается на достигнутом и делает то же самое со следующей впереди идущей машиной . На звуковые сигналы и сигналы фарами киргизские водители не обращают внимание, так как наличие зеркал заднего обзора расценивается как предмет интерьера и не более того .

Какое-то время мы пытались бороться с этим хамством, и переговариваясь по рациям, сообщали друг другу, чтобы не пропускать того или иного водителя вперед. Но наши попытки были тщетны. Складывалось впечатление, что киргизским автомобилистам просто незачем жить и чтобы обогнать вас они готовы на всё.

Смирившись с этим, стиснув зубы , при приближении очередной развалюхи с киргизскими номерами, мы тупо прижимались к обочине, давая почувствовать киргизским водителям своё превосходство.

Киргизские представители ГАИ блюли алматинских водителей с особой тщательностью, а посему нас тормозили почти на каждом посту. Всегда находилось, за что взять «штраф» с алматинского водителя. Не желая объяснять каждому блюстителю, что нет такого знака, как наклейка на бампере «KZ», мы просто отдавали деньги. С тонированными стеклами по территории Киргизии имеют право ездить лишь граждане Киргизии, все остальные платят. И мы платили.

Наконец, через 2 часа мытарств по асфальтированным дорогам, мы пересекли Экопост, где с нас взяли еще по 500 сомов с машины, и мы въехали свободную от киргизских гаишников зону.

Но так как мы все же законопослушные граждане, продолжали двигаться с разрешенной скоростью. Кстати, экопост, каким то чудесным образом отфильтровал всех «москвичей» и колонна двигалась свободно и быстро, лишь изредка обгоняема особо крутыми киргизами.

 

Иссык-Куль.

Смеркалось. Боль в спине. Боль в голове. Затекание рук, резь в глазах становились все сильней и сильней . Народ начинал уставать и это чувствовалось даже в эфире наших радиостанций. Периодически проскакивали призывы все бросить и свернуть напрямик к озеру. Хотелось есть, пить и спать одновременно. Ещё через 40 минут мы наконец прибыли в город Чолпон-Ату. При виде людей, обилия магазинов и кафешек, народ начали посещать упаднические мысли, такие как : сесть и поесть в забегаловке типа ресторан.

Я как мог призывал одуматься , ведь мы проехали 350 км не затем, чтобы поесть в какой-то кафешке. Если вы подумаете, что я имею что то против киргизских кафешек, то я вам скажу : Да ! Я имею против киргизских кафешек и очень многое!

То чем меня почивали в этих кафешках год назад — это не еда ! Это экспериментальные образцы из пищевых продуктов. Курица в луке — это не шашлык. Нельзя это засовывать в тандыр с каменным углем. И то что получается — это не шашлык. Это отрава для желудка. И не надо говорить, что ваш повар самый лучший на побережье. Вашего повара нужно судить за опосредованный геноцид.

Всё же не все вняли моим уговором и большая часть экспедиции, одурманенная огнями коммерческих ларьков, разбежалась в поисках «чего-нибудь» . Успев поймать, при попытке залезть в кафешку, экипажи двух машин, я проследовал на конечную точку нашего троффи рейда -старый «городской пляж».

Через какое то время, стал подтягиваться остальной народ. Стали появляться палатки, зажгли костер, появилось пиво и еще через час наконец то послышался смех и стали слышны разговоры. Мы сильно устали, и осознание того, что мы устали, стало приходить к нам постепенно.

Несколько раз пытались завести разговор на тему «как будем возвращаться домой» и по какой дороге. Вариантов было много, но большинство из них зависело от погоды, ибо периодически шел дождь, а в горах он шел постоянно. Возвращаться через горы в дождь черевато последствиями, а уж переправляться в дождь через реку Чонг-Кемиин особенно опасно. Ни к чему не придя , мы решили перенести обсуждение этого вопроса на утро. Как известно, утро вечера мудренее, да и погоду по утру лучше видно.

Ночью шел дождь и дул сильный ветер, который трепал палатки, тем самым убаюкивая всех. Проснувшись ранним утром, я обнаружил, что небо не изменило своего цвета и продолжало быть серым и периодически падало на землю в виде дождя .

Вариант возвращения домой через горы отпал сразу же. Оставалось либо ехать по обычной трассе через Бишкек, либо попробовать проехать через ущелье Кегень.

Противников было столько же, сколько и сторонников этой идеи. Там никто из нас ни разу не ездил и о состоянии дороги тоже не было информации. Знали, что она там плохая. Но что значит плохая? Там, где мы ездили вчера, вообще дороги нет.

Любопытство и любовь к новым дорогам взяли верх. Было решено, что выезд будет в 12 часов, до этого оставалось еще 2 часа. Эти 2 часа были на сборы , заправку и небольшой шопинг . Встречу назначили на съезде с трассы.

 

Дороги дороги . (читать как дорогие дороги)

Ближе к 12 народ начал подтягиваться в назначенную точку. И тут водитель Тойты 80 обнаружил, что два передних амортизатора вырвало с корнем. Этот монстр проехал все горы, долины и реки и хоть бы хны, а «асфальтированных» дорог Киргизии он все же не смог выдержать. Благо, что машина высокая и чтобы залезть под нее и увидеть, что там внизу , достаточно присесть на корточки. Через 15 минут машина была готова, благодаря смекалке и экипировки участников. Поискав по бардачкам и карманам, мы нашли все необходимые запчасти для ремонта.

Все экипажи прибыли на место встречи и наша колонна, в назначенный час, двинулась в путь. Сразу после выезда из города начался сильный ливень, который смыл всю грязь с наших машин, а так же и всех гаишников с дорог. На протяжении всего пути мы их больше не видели. Проехав вдоль всего Иссык-Куля , повернули налево, в сторону ущелья Кегень.

Проехав еще пару километров со скоростью 90 км в час по прекрасному асфальту, мы вылетели на то, что и было так называемой «плохой дорогой». Дорога, построенная еще в 60х годах и с того времени не ремонтировавшаяся, была значительно ужасней, чем отсутствие дороги. Машины кидало из стороны в сторону, острые выбоины врезались в колеса, зад машин постоянно заносило. Дорога была невыносимой. От тряски постоянно падали противосолнечные козырьки и это раздражало всё сильней. В лобовое стекло летели камни из под колёс впередиидущей машины , один такой камушек поставил мне хорошую звездочку на лобовом стекле. Очень обидно проехать без единой царапины 300 километров по горам, где нет дорог вообще, и на какой то убитой трассе получить камнем в лоб и разбить стекло.

Раздолбанный асфальт, к всеобщему счастью, наконец то кончился и началась дорога с полным отсутствием асфальта, но по ней наши машины свободно держали скорость 90 км в час, а местами и до 110. Мы мчались по степи, а точнее по полю между горами, кроме травы и электрических столбов взгляду было не за что зацепиться. Температура за бортом падала с каждым километром, при подъезде к таможенному посту температура составляла 12 градусов.

И вот тут нам опять встретился продукт народной смекалки – шлагбаум. На этом шлагбауме мы должны отдать тот фискальный чек который нам дали на экопосту при въезде за 500 сомов. То есть, даже не буклетик с правилами пользования озером Иссык Куль, который нам дали там же, на экопосту, а именно фискальный чек – бумажка размером 2 на 3 сантиметра. Вот скажите, вы часто храните фискальные чеки? И как долго вы их храните? Вот на это как раз киргизские владельцы шлагбаумов и рассчитывают, в смысле, что никто из вас эту бумажку хранить не будет, если конечно вас никто не предупредил. А при выезде из Киргизии, вот на этом шлагбауме, у вас ее и спросят, на основании какого-то там постановления от какого-то там года. Вы конечно начинаете рыться в карманах, судорожно вспоминать в чем были одеты при въезде и в какой карман сунули. Если нашли и не выбросили – повезло. Выбросили – плати штраф !

Всё продуманно до мелочей. Не вкладывая в свою страну денег, жители этой страны продолжают выкачивать из нее деньги вот таким не хитрым приспособлением, как шлагбаум.

К нашему счастью, никто из наших экипажей не выкинул чек, и где то на 8 машине гражданин в зеленом потерял интерес к нам и собирал чеки на автопилоте, даже не обращая внимание на то, что ему дают.

Еще час мы проторчали на самой границе. Сначала на киргизской стороне, затем на казахской.

И вот мы в Казахстане. 20 минут плохой дороги и — О, чудо ! Асфальт. Да еще и не плохой. Остальные 4 (3) часа мы мчались по хорошему асфальту и любовались опять же природой. Природа, я вам хочу сказать, в тех края ох и замечательная. То степи до горизонта, то оранжевые скалы, то синие скалы, то дорога начинает вилять, как на трассах Формулы 1. В общем, еще 2 часа пронеслись незаметно. Потом начались поселки с нашими «москвичами» и мы устали окончательно.

На бортовом GPSе показывалось общее время в пути, равное 24 часам, в общей сложности за этот уикенд 24 часа мы просидели за рулями. По боли в пятой точке казалось гораздо больше. Общее пройденное расстояние составляло 798 км. Общее удовольствие от уведенного не может измерится ни в каких единицах.

Проезжая по улицам города на джипе, с которого отваливаются куски грязи, стекла которого стали непрозрачными, с помятым лицом и всем остальным таким же –  я чувствовал себя другим человеком, не таким как все. Человеком, который прикоснулся к чему то таинственному, который увидел то, что не видел никто .

Конечно, мы не герои, и не избранные, и увидели мы то, что видело много много людей до нас, но разъехавшись по городу в разные стороны, каждый участник нашей экспедиции ощущал одно и тоже, и чувствовал себя особенным и был горд за себя и за свой экипаж,за тех людей, кто не испугался , не смалодушничал , не заныл ,а наперекор всем страшным байкам о разбойниках в Киргизии и завалах в горах, все же присоединился к нашему троффи-рейду.

Теперь выбор за вами.

Добавить комментарий