Глава первая.
Предыстория.
Всё началось с разговоров в Кара-Арше. Точно не помню, как и что, но родилась идея поехать в экспедицию куда-нибудь. А после пятого стакана не куда-нибудь, а в Монголию. Поговорили и забыли … Позднее, осенью идея снова выплыла и превратилась во что-то более или менее сформулированное. Основным фактором послужило то, что летом на Алтае будет проходить второй фестиваль off-road движения, а туда-то точно нужно попасть.
В общем, в течение полугода обсасывалась и шлифовалась идея поехать в Монголию. Много было споров, что, как и почему. Ещё больше было флейма в теме подготовки экспедиции на форуме. Была организована инициативная группа в составе тех, кто уже готов был, во что бы то ни стало, ехать в Монголию — 5 человек, которые и начали активную подготовку к поездке.
Долго рассказывать, что да как было во время подготовки. На одном из собраний было принято решение о составе экспедиции, численности и требованиях к машинам и оборудованию. Наивные. Мы полагали, что больше 7 экипажей набирать не стоит, слишком тяжело будет ехать.))))))) В итоге, к моменту выезда из желающих ударить автопробегом по бездорожью Монголии осталось только три экипажа
1-й экипаж — Змей, Кристина.
2-й экипаж — Димон, Анамалия.
3-й экипаж — Мирас, Гуля, Вадик.
Глава вторая
Отъезд
10 июля 2007.
18:00. Все сборы закончены! Сайран, грибочки. Отъезд назначен на 19:00.
Переупаковываем кое-что в машинах и ждём Димона, он только в 3 часа дня забрал машину с СТО и теперь загружает вещи.
19:00. Димона до сих пор нет!
Зато приехал Крейзи и привёз супер зачётные наклейки с логотипом нашей экспедиции. Подтягиваются провожающие .
19:30. Напряжение растёт, т.к. Димона по-прежнему нет, и трубку он не берёт.
19:50. Димон приехал!!!
Крейзи быстро украшает машину Димона. Все остальные в это время позируют перед объективами
20:15. Ну наконец-то, под аплодисменты и крики провожающих мы выдвигаемся.
21:00. Колонна покидает черту города, по рации доносятся последние пожелания доброй дороги: «Cкатертью дорожка».
Ну вот и вырвались, позади судорожные сборы и волнения, дома остались родные и друзья, впереди 7000 вёрст приключений. Настроение у всех приподнятое, по плану мы должны заехать на капчагайские зоны отдыха, там лагерь участников Силк-Роуд Ралли.
22:30. Подъезжаем к зонам отдыха, нас встречает уставший Тёма. Остальные сильно устали и не нашли сил пожелать нам доброго пути.
23:00. Покидаем зоны отдыха и выдвигаемся в направлении г. Усть-Каменогорск
11 июля 2007
05:00. Пройдено расстояние в 600 км. Скорость по трассе 100-110, дорога отвратительная, но ехать можно. Едем практически без остановок, трасса свободная, машины в порядке, километры асфальта утекают в даль.
05:30. «У меня проблема».
Это Мирас. Останавливаемся .
«В чём проблема?»
«Машину резко потянуло влево.»
Первый осмотр, ступица левого колеса горячая — не прикоснёшься, правая в порядке. Первая версия – заклинили колодки. Выставляем знак аварийной остановки, достаём домкрат и инструмент, снимаем колесо. Колодки в полном порядке, при провороте колеса слышится явный нехороший шорох. Вторая версия — крякнул подшипник ступицы. Приехали б..я. Снимаем крышку хаба, откручиваем механизм, докопались до гайки ступицы. Промываем всё это хозяйство вд-шкой и начинаем разглядывать – чо енто там такое? Отвратительно выглядит — кусочки металла и сгоревшей резины торчат в разные стороны.
«Нууу, кто у нас специалист по ступицам 78го???»………Специалистов нет!!! Ближайший специалист (Ваня) спит себе спокойным сном на капчагайских зонах отдыха и не ведает, что через 30 секунд будет разбужен звонком и вопросом, как же разобрать ступицу прадика.
6:30. «Вань, привет. Слушай, у нас тут ступица крякнула посреди чистого поля. Как её разобрать? И ваще, чо мона сделать???»
«МУ…»
«Вань блин, мы встряли, тут похоже подшипник крякнул, и чо-то развалилось.»
«О… кто сдесь?»
«Как ваще ступицу снять?»
«Открути гайку и сними.»
«Понял…».
В общем, руководство к действию дано, окручиваем гайку. Ступица не снимается ((((. Звонок другу.
«Вань, слушай, а она не снимается».
«Ну как это не снимается, должно сниматься !!!» Б…я
«Хорошо, щас ещё попробуем…»
Снова пытаемся снять ступицу, и нихрена не получается. Промываем хорошенько всю внутреннюю доступную часть и начинаем понимать, что ступице точно кердык. Подшипник развалился, втулка, на которой стоит подшипник, раскололась, сальник сгорел нах. Вывод напрашивается сам собой
ПРИЕХАЛИ НАХ…….
Принимаем решение ставить лагерь и пытаться что-то сделать. В это время вспоминаю, что мой очень хороший друг Стёпа сегодня выезжает в Курай на чемпионат России по дельтапланерному спорту, и поедет он палюбому мимо нас. Кароче, идея такая — нам нужна ступица в сборе.
6:45. Второй звонок другу.
«Стёпа, здарова!»
«О. Шура. Привет»
«Я тебя не разбудил (язвительно)?»
«Да нет, конечно (ещё более язвительно)»
«Слушай, ты во сколько выезжаешь? »
«Ну часиков в 12»
«Кароче, мы тут под Алаколем встряли, нам надо ступицу привезти »
«Нивапрос, тока где её взять?»
«Ну, это другой вопрос.»
6:50. Третий звонок другу
«Вит, здарова!»
«О… Змеюка, привет!»
«Слушай, у нас тут жопа, стоим в районе Алаколя. У Мираса развалилась ступица нах. Кароче, нужна ступица в сборе. Стёпа едет в нашу сторону — выезд в 12 00. Выручай.»
«Понял, шас чо-нить придумаем».
07:00. Всё, все звонки сделаны, можно выпить пивасика и расслабиться. Но не тут то было. Пока мы решали вопросы со ступицей, Кристинка, Аня и Гуля отъехали 100 метров, нашли площадку для лагеря и начали ставить лагерь. В этот момент замечаю, что моя машина не может подняться на бугорок, а жена машет рукой и зовёт меня. Ну ё-маё, не может через холмик переехать. Подхожу к машине.
«Саш, машина не едет»
«Как это не едет?!»
«Ну просто не едет».
«Дай-ка я попробую».
Действительно, не едет. На панели горит лампочка двигателя. Ну п…ц
В общем, этот трабл у меня был за месяц до отъезда. Машина нормально заводится но не набирает обороты. Вернее, просто не реагирует на педаль газа. Лечилось это таким образом — несколько раз включаешь зажигание, и трабл проходит. На Ниссан центре мне сказали, что это гонит электронный блок управления воздушной заслонкой. Хреновина эта стоит около 2000$ если срочно. На вопрос, сколько она протянет, ответили, что неизвестно. Может 10 тыс, может 100 тыс. Я не стал заморачиваться. Решил, что в принципе не смертельно — можно ехать, если что. И тут, в самый неподходящий момент этот глюк дал о себе знать.
Я раз 20 включил и выключил зажигание, отключил аккумулятор. Глюк не проходит. Короче, писец. Отстой превратился в недвижимость.
07:30 Звоню Виту.
«Слушай, тут ещё одна проблема. У меня глюкнул блок управления заслонкой (объясняю, чо это за хреновина). Отстой крякнул –Жопа»
«Ну пипец, где его можно найти?»
«Только на Ниссан центре»
«Хорошо, заеду туда.»
Ну вот, теперь можно и лагерь поставить.
Тем временем температура поднимается, и становится жарко. На градуснике в машине уже +30. Натягиваем тент, достаем продукты, стол, стульчики и пивасик. При этом, бурно обсуждая наши проблемы, строим планы как дальше быть.
План А. Ждём Стёпу с запчастями, ремонтируемся и едим дальше
План Б. Если запчастей не будет, то едим (ползём) обратно в город. Ремонтируемся и едим в Монголию через 2 дня.
11:00. Тем временем Димон с Вадиком пытаются разобрать ступицу тем инструментом, что мы взяли с собой. Но дело это не простое, как оказалось. Внутренняя обойма подшипника насмерть заклинила на морковке, и сбить её не получается. Подтягиваемся с Мирасом к машине, включается коллективный мозг………
Единственным выходом остаётся разобрать (располовинить ) тормозной диск и корпус ступицы, что мы и начинаем делать с помощью зубила и топора.
12:30. С места не сдвинулись. Инструмента явно недостаточно. Становится невыносимо жарко — уже около 40 в тени. Решаем поехать на перешеек — благо недалеко (5-6 км) — и попробовать искупаться. Оставляем Вадика и Мираса сторожить авто, и едем купаться на одной машине.
Место живописнейшее — перешеек между Сасыколем и болотами. Мост длинной 10 м, а под ним живительная влага мутно коричневого цвета и спасительная прохлада. В общем, практически на целый день мы там организовали филиал нашего лагеря. Купались, спали, ели арбуз, пили пиво, смотрели стриптиз в исполнении местного населения.
15:00. Едем менять Вадика и Мираса и связываться с Витом. За время нашего отсутствия Вадик таки умудрился выковырять ролики из обоймы и снять ступицу. В ходе разговора с Витом выясняется, что блока заслонки нет. И найти его нереально. Но Вит на Ниссан центре и рядом тот самый электрик, который сказал, что глюк в принципе не страшный. Прошу его к телефону. Слышатся звуки борьбы, и наконец, голос электрика.
«Слушаю.»
«Привет, ты меня помнишь?!»
«Помню…»
«Чо можно сделать с машиной, чтобы поехала? »
«Ничо.»
«А если напрячь мозг?«
« Можно разобрать и почистить, тока эта штука не разбирается.»
« А ещё чо можно сделать? »
«Ничего»
«Понятно, спасибо.»
Ступицу нашли, отдали Стёпе. Он готов выезжать часиков в 5 вечера. И то дело, хоть 2 из 3-х машин смогут передвигаться. Мирас с Вадиком едут купаться, а я решаю использовать последний шанс и разобрать таки блок управления заслонкой.
Решение далось тяжело. Тем, кто думает, что мой двигатель легко разобрать или решиться на его разборку в голой степи, милости прошу заглянуть под капот отстоя. В общем, нашёл я ентот блок и заслонку, с помощью двух банок пива и нескольких ключей демонтировал его, и положил на стол, предварительно достав ещё 2 банки, чтобы страшно не было. Разобрал его, вернее раскрутил все винтики, которые были, и тщательно промыл ВД 40. Что в нём можно было отремонтировать, я так и не нашёл. Собрал всё в обратной последовательности и установил на место. Обошёл три раза машину по часовой стрелке, два раза поцеловал в выхлопную и один раз в бампер, сел за руль и завёл …………
Чудо произошло, машина поехала как надо. Весь ремонт занял 2 часа и стоил обгоревшей спины и одной банки ВД 40. На радостях поехал искупаться и поспал немного под мостом.
18:00. Стёпа выехал из города. Ожидаемое время прибытия 6-8 часов. Перебираемся в основной лагерь, надо поесть. Ваще, картина прикольная была — лагерь на обочине дороги: стоят шезлонги, стол, народ кушает, отдыхает, пьёт пиво. Проезжающие мимо водители пялятся на нас в недоумении. Чо этим курортникам здесь сидеть? Ведь вокруг степь и жарко. Дело близится к вечеру, температура падает, вокруг ходят нешуточные грозы.
22:00. Отзвонился Стёпа, проехал Талды-Курган. Ориентировочно часа через 4 будет у нас. Ждём. На лагерь надвигается нешуточная гроза, молнии в нескольких километрах уходят с треском в землю, страшно пипец (признаюсь — жутко боюсь грозы)
Отъезжаем от лагеря 4 -5 км к ближайшим антеннам сотовой связи, Мирас заземлил машину и заперся в ней, Димон с Аномалией остались рядом.
12 Июля 2007
02:00. Отзвонился Стёпа, он в 50-ти км от нас.
02:40. Приехал! Вот она, ступица. Немного ржавая, но вполне рабочая. Процесс установки, регулировки и полной сборки машины занял 2 часа. И вот все машины готовы
05:00. Лёгкий завтрак на обочине дороги, и мы готовы двинуться дальше.
08:00. Очередная остановка. Вновь установленная ступица постоянно греется, настроение от этого портится. Похоже, неправильная регулировка подшипников. Придётся разобрать и отрегулировать снова. Начинаю тихо недолюбливать Мечту, процесс занял около часа. И снова в путь!
11:00 Пройдено 850 км. Опять остановка. Теперь проблемы с машиной Димона. Дело в том, что незадолго до отъезда ему установили бак на 160 л. Бак изготовили на СТО Борода и Ко. Бак хороший, но видимо человек, который его изготавливал, не знает, что после сварки бака желательно как минимум вытряхнуть из него окалину, а по уму следовало бы протравить и промыть.
Снимаем топливный фильтр и тихо акуеваем, там куча мелкой окалины. Промывка, установка, плюс дополнительный фильтр тонкой очистки вроде бы на время решили проблему — машина поехала.
Неспешно добрались до Усть-Каменогорска. Пообедали в уйгурской кафешке, это была наша последняя нормальная еда. Дальше 150 км и граница с Россией.
19:00. Подъезжаем к таможенному посту Михайловка. Димон, еле доехал. Постоянно меняет фильтра, но толку мало. Они моментально забиваются, проблема нешуточная — есть опасения, что загнётся аппаратура.
За несколько дней до отъезда Завхоз столкнулся с той же проблемой, тот же бак от Бороды, и те же проблемы. Короче, опять снимаем фильтр, устанавливаем новый и въезжаем на пост. В очереди замечаем машины с монгольскими номерами — маленькие грузовички Хундай, серьёзно потрепанные, с кучей всякого хлама в кузове. Ну вот, до Монголии ещё не добрались, а монголов уже увидели. Въезжаем в ворота Казахстанской таможни, я заезжаю первый.
Не знаю, чем я не понравился нашим таможенникам, но мою машину шерстили 40 минут с полной разгрузкой и осмотром воздушного фильтра. Остальные машины благополучно в течении 10 минут проходят досмотр, и мы выезжаем на нейтральную полосу
В голове мысли – если уш свои так шерстят, то что будет на Российской стороне.
К моменту нашего приезда к Российскому посту там про нас уже всё знали. И как только я въехал на территорию поста, первый же пограничник поинтересовался с издёвкой, что же я такое сказал казахам, что они меня так трясли?)))) Процесс оформления и досмотра занял около 3-х часов, и нас выпустили на просторы России.
13 июля 2007
Накануне в четверг был небольшой дождик.
02:00 Отъехали от границы 60 км. Сил ни моральных, ни физических просто не осталось. Опять проблема — Димон больше 20 км/ч ехать не может. Приходится брать его машину на шнурок и тащить до ближайшего города Змеиногорска. Нервы у все напряжены до предела. Усталость за последние двое суток даёт о себе знать. Останавливаемся на ночлег у дороги, спим в машинах, с комарами.
07:00. Подъём, завтрак по быстрому, реанимация машины Димона. Решаем промыть бак в Змеиногорске на СТО. До города 10 км. Довольно быстро нашли СТО с кучей сердобольных русских работяг. Сливаем соляру прям на землю, запихиваем в бак несколько магнитов, ставим новые фильтры, и машина Димона в порядке. В это время остальные меняют валюту и заправляются.
12:00. Покидаем славный городок Змеиногорск и шарашим дальше. Впереди около 850 км до запланированной ночёвки в лагере дельтапланеристов в Курае. Там нас должен ждать Колбаск и Стёпа, который предыдущей ночью решил ехать дальше один, так как опаздывал к открытию соревнований. Дорога по Алтаю и потом по ГорноАлтайской республике прошла без заморочек. Машины в порядке, дороги терпимые, природа потрясающая. Немного поплутали, немного срезали, но в целом без поломок и с хорошей средней скоростью прошли до Курая. Маршрут был проложен параллельно Чуйскому траку на Туэкты через Петропавловское, Черный Ануй и ещё один посёлок с матерным названием. Далее — по траку до границы с Монголией.
14 июля 2007
02:00. Добрались до лагеря, лагерь практически спал. Устали смертельно, но не разбудить друзей мы не могли))) Быстро накрыт стол, налито по 100г
«Ну, за приезд!!!»
И спать, спать, спать.
С момента отъезда из Алматы спали в общей сложности 10-12 ч
08:00. Подъём!!! Хватит спать, нас ждёт Монголия!
До границы 150 км и несколько посёлков, нужно закупить пива и хлеба.
Женщины начали стонать, что нужно обязательно помыться, иначе они за себя не отвечают. Пришлось по дороге до границы остановиться на берегу реки Чуя и искупаться. В последствии такой метод очищения от грязи был назван «монгольской баней». Моя жена первый раз принимала ванну в жутко холодной реке, причём водичка была достаточно мутноватой. Но если бы вы видели, какое у неё было блаженное лицо……
12:00. Последний российский посёлок на пути в Монголию — Кош-Агач. Население в основном этнические казахи, так что мы были как дома. Гуля в магазине спокойно общалась по-казахски с продавщицей, единственный полицейский рядом с АЗС по виду казах, ну прям как дома…
Довольно таки быстро заправляемся под завязку и двигаем на Ташанту (там пост). Работники российского поста были к нам благосклонны, все процедуры вместе с очередями заняли около 2-х часов. Единственной заминкой был допрос с пристрастием Димона, допрашивал его местный представитель ФСБ. Вернее сначала мы с ним мило пообщались о целях нашей поездки, но так как я не смог внятно объяснить наш маршрут, пришлось отправить под танки Димона. Потеряли почти на целый час.
И ещё, на границе мы встретили группу испанских мотоциклистов. Они прошли всю Монголию и выезжали в Россию. Видок у них был тот ещё )))). После недолгого общения выяснилось, что они простояли на границе двое суток, так как пост не работал по причине монгольских праздников. Деньги монгольские у них кончились, остались только евро, но они в этой стране никому не нужны. Кушать нечего, и вдобавок на российской таможне никто не говорит на английском. А ещё у них самолёт 16-го из Челябинска, и они туда никак не успевают.
Кароче, туго пришлось им в Монголии, пришлось помочь мотобродягам — дали хлеба, колбасы, сыра и в придачу арбуз, который везли с Капчагая, ну и конечно наклейку клуба.
Ну вот, все машины выпущены на нейтральную полосу, фото на память и быстрее на монгольский пост. Монголы встретили нас не так добродушно, как россияне. Видно было, что гостеприимством здесь не пахнет, но знание Гулей казахского языка сделало своё дело. 40 минут и мы проезжаем шлагбаум, предварительно заплатив по 25 зеленых человечков за страховку.
Мы в МАНГОЛИИ!!!!!
Глава третья
Собственно МОНГОЛИЯ
14 июля 2007
16:00. Радости нашей не было предела. Мы, несмотря ни на что, доехали. Дорога протяжённостью в 2100 км заняла почти 4 дня, впереди ещё 5000 км. Закрадываются смутные подозрения, что к 25-му июля я на работу могу не успеть.
Первое впечатление о стране.
Через пять минут после пересечения границы мы с Вадиком начинаем ознакомительную экскурсию по местным супермаркетам с целью познакомиться с обычаями и культурой местного населения. В третьем по счёту маркете обнаруживаем вполне приличный ассортимент пивасика и выступаем в диалог с продавцом.
«Пачём пива жигулёвское?»
«жышмегтцезенлщиб еро»
«Сыра канша?»
«Екы мын торт (в тугриках)»
«Ай жаксы, плиз екы штук!!!»
Всё хорошо, языкового барьера не существует , без пива не останемся!
Первые километры по земле Чингиз Хана.
Большое количество белых юрт. Практически везде, где есть источник пресной воды, есть юрты. Разброс поселений удивляет, то и дело вдали замечаешь юрты по одиночке, парами или тройками. И при этом они все как одна белые.
Сделаю небольшое отступление. За время поездки нам пришлось дать свое название некоторым чисто монгольским штучкам.
1. Монгольский автобан — напрочь убитая грунтовка с большим количеством мелких «лежачих полицейских», лежащих плечом к плечу на протяжении сотен километров. При этом грунтовка эта явно рукотворная, потому что зачастую имеет насыпь. Скорость передвижения по автобану не ограничена и варьируется от 10 до 120 км/ч. Однако, при скорости 70-80 км/ч начинает отваливаться потолок в салоне, зеркала и всё, что плохо закреплено. А если же вы по неосторожности открыли на автобане банку пива, то рекомендую отдать её штурману — пусть обливается, выпить всё равно не удастся. Монгольский автобан — это редкость, причём на некоторых из них взимают плату за проезд в размере 300 тугриков.
2. Пьяно-монгольская дорога — жутко убитая тропинка, проложенная сильно пьяным монгольским водителем в тех местах, где нет автобанов. Скорость передвижения варьируется от 5 -60 км/ч. Можно и больше, но тогда придётся ехать прямо, и удовольствия от прохождения змейки не получишь.
3. Сыски на дороге… Ну это отдельная история. В общем, это такая дорога, на которой вертикальная скорость подскакивания машины полностью соответствует горизонтальной скорости передвижения. Средняя скорость передвижения не более 5 км/ч.
4. Монгольская баня — любой источник воды (озеро, речка, болото, бутылка воды). Температура в бане варьируется от +12 до +25. Температура воды от+5 до +20
Есть ещё одно понятие — «Кара-арша атдыхает». Ну это вам объяснять не нужно…
Все остальные понятия матерные, поэтому воздержусь.
Отмахав около 50 км по автобану, подъехали к первому городу на нашем пути — Цаганур! Живописнейшее место. В обрамлении высоких скалистых гор расположилось прекрасное озерцо размером чуть больнее нашего Сайрана, а по периметру озера бесчисленное количество юрт
«А где же город?»
«Да вот же он!»
Десяток каких-то полуразрушенных зданий явно советского происхождения. Полное запустение, только пяток ребятишек копаются в пыли у дороги
«Да уш, а на карте город…»
Едем дальше! Впереди ещё один город, может там получше. И действительно, следующий город поражает обилием цивилизации — асфальт, светофор, магазины, кафе. Всё как надо.
18:00. До места первой запланированной стоянки на озере остаётся ещё 60-70 км. Долго спорим, что лучше, поужинать в городе или доехать до озера засветло, поставить лагерь и поужинать там. Мнения разделяются, экипаж Мираса остаётся в городе, а мы с Димоном спешим к озеру ставить лагерь. Дорога проходит мимо озера, так что шансов потеряться практически нет, и мы спокойно выезжаем к месту будущего лагеря.
Дорога пролетает незаметно, и вот, через час мы уже подъезжаем к большому озеру. Места потрясающие, водная гладь озера кажется совсем чужой в этом месте. Вокруг скалы и камни, много камней, долина озера просто усеяна мелким булыжником. Причём создаётся впечатление, что булыжник специально завезли сюда, высыпали и выровняли — поле камней! Поиск места для стоянки занял не более 15 минут, устанавливаем лагерь, готовим ужин. Достаём бутылочку виски и наливаем. Ну, с приездом!
Рации на приёме, темнеет, Мираса нет. Комарьё одолевает непадетски, ветра практически нет и в свете переноски накапливается рой мошки и комаров. Причём, с каждой минутой комарья всё больше и больше. В итоге, пришлось просто потушить свет. Фонари тоже не включаем, потому что невозможно ни пить, ни есть, трупики комаров тут же заполняют стаканы и тарелки.
21:00. Димон пытается связаться с машиной Мираса, удаление приличное. Даже с усилителем мы с трудом разговариваем с потерявшимися. Каким-то чудом передаём координаты лагеря, и через час приезжает Мирас. Как оказалось, они проскочили лагерь и упилили чёрт знает куда. В общем, решили, что больше разделяться не будем и пошли спать. День был очень тяжёлым, завтра опять в путь.
Эту главу хотелось бы назвать «Кто понял жизнь, тот не торопится» (чья то мудрость)
15 июля 2007
8:30. Покидаем это прекрасное озеро без рыбы и двигаемся дальше. По плану сегодня около 250 км по горным дорогам до города Ховд и дальше 20 -30 км до озера с таким же названием.
Через несколько километров пути обгоняем Исудзу Трупер, неспешно следующий в том же направлении со скоростью около 40 км/ч. Мы же валим 70-80, потому что дорога позволяет.
10:00. Прошли около 60 км. Впереди шарашит грузовик явно импортного происхождения, номера немецкие. Догоняем, поравнявшись с ним, останавливаемся и приветствуем водителя. В кабине пожилая чета немцев, на лице улыбочка. Несколько слов, обмен любезностями, и валим дальше. Через несколько километров встречаем 2-х мотоциклистов (парень с девушкой, жутко пыльные и грязные). В глазах зависть и тоска (сидим в машине свеженькие да ещё и кандёр на полную катушку.)))) Опять остановка, несколько фраз, обмен наклейками. Оказалось, что грузовик едет вместе с ними, и шарашат они через всю Монголию с запада на восток — придурки.
11:00. Прошли около 100 км. Остановка для обмена впечатлениями и пивом. Во время остановки мимо медленно проезжает Исудзу, скорость 30-40. Мы в недоумении, как он нас нагнал. Мы летели 70 и стоим не более 5 мин. Сразу после Исудзу подъезжают мотоциклисты и начинают на нас орать и жутко материться по ихнему. Мы в полных непонятках, у меня пиво в горле застряло. Как оказалось, их жутко возмутило, что моя машина стоит на дороге, а не припаркована как положено у обочины, мы в полном а..е. Вот же блин придурки. Дорога в чистом поле, еле заметная грунтовка, причём рядом ещё как минимум 5 альтернативных дорог, а этим наша колея приглянулась. Не стал я доводить дело до международного конфликта, припарковал машину как положено и включил аварийку, а самого аж потряхивает от смеха — вот реально придурки. В последствии мы опять обогнали немцев на бешенной скорости, и насколько раз обгоняли Исудзу.
Только через несколько дней до нас дошло, что обгонять в Монголии не принято. А на просьбу уступить дорогу, монгол никак не реагирует обычно, но Исудзу нас пропускал всегда и стойко глотал нашу пыль. Водитель Исудзу мне напомнил водителя из фильма, который пел «Чито грито-чито маргарито…» и никуда не торопился.
17:00. На горизонте показался долгожданный город Ховд. За 5 км от города дорога становится заметно шире и более накатанной. Прибавляем скорости, потому что время поджимает и нужно успеть закупить продукты и превратить деньги ($) в тугрики. Но не тут то было, Димон прокалывает колесо, причём довольно неудачно — порез по беговой дорожке. Не прокол, а порез, и довольно таки большой. На ремонт расходуем половину запаса жгутиков, но колесо понемногу спускает, решено ехать дальше и на стоянке отремонтировать как следует.
Ховд по монгольским понятиям довольно большой город, есть базар и несколько АЗС. А так же есть кое-какие памятники старины — какой-то храм и остатки Вала Чингиз Хана. Интересная особенность, ещё на подъезде замечаем, что вокруг города на огромной площади раскинулось несметное количество юрт. Как позже выяснилось, это пригород ))). А в городе юрты стоят за каменными заборами, усадьбы представляют собой огороженную территорию с одной или двумя юртами))))). Банки закрыты, остаётся вариант обмена денег на базаре. Это, я вам скажу, было шоу. По времени мы потратили без малого часа 2, чтобы поменять баксы.
Забыл пояснить, местное население отличается скромностью, какой-то еле уловимой тупостью, граничащей с наивностью ребенка и жутким недоверием к иностранцам с баксами)))). Жалко, не могу привести полностью диалог Димона с одним из торговцев. Но суть сводилась к тому, что Димон пытался втолковать барыге, что он — честный парень и приехал из Казахстана, а баксы у него самые что ни наесть настоящие. И что в случае, если баксы левые, то Димона можно будет достать на таможне )))) и тд. Примерно такие же диалоги возникали у всех))) В общем, через 2 часа у нас в кармане оказалось несколько сот тысяч тугриков, и мы были готовы заправиться и заняться шопингом
С заправками в принципе проблем не было. Единственно что — дизель в Монголии на 10% дороже АИ93. Меня это нисколько не смущало и даже радовало, ещё один плюс в зачёт атстоя.
20:00. Выдвигаемся из города. На выезде подкатываем к заправке и встречаем 2-х мотоциклистов. Но не тех злобных фрицев, а англичанина и француза. Началось с того, что я долго смотрел на мотоцикл с коляской и не мог понять — что-то с ним не так. По виду обычный Урал с коляской, но коляска не с той стороны. Подойдя ближе, чтобы рассмотреть это чудо, увидел, что номера Великобритании. А рядом стоит Судзуки с номерами Франции. Английский у меня ни к чёрту, поэтому пришлось звать Димона. В ходе разговора выяснилось, что эти кексы очень давно выехали из Лондона, проехали всю Европу и Россию, теперь пересекают Монголию и дальше — Алтай, Казахстан и Украина. Честно говоря, после разговора с ними я подумал, что мы — пацаны на великах, и катаемся по парку .
21:00. Озеро Ховд поражает размерами. Противоположный берег практически не виден. Поиск места для стоянки занял около часа. Проблема в том, что берега озера сильно заболочены, да ещё вокруг с периодичностью в 2-3 км стоят юрты. Найти сухой берег и подальше от юрт оказалось делом непростым. Но вот, место найдено, лагерь устанавливается за считанные минуты, и можно пойти попытать счастья с удочкой…
Глава четвертая
И опять пошёл старик к морю… (ск. Золотая рыбка)
Пока совсем не стемнело быстро собираю и настраиваю снасти. Берега озера сильно заболоченны и найти место для заброса нереально. На расстоянии 30 -40 м от берега глубина не более 40 см, поэтому приходится настраивать закида на дальний заброс. Темнеет в Монголии очень долго, сумерки длятся почти час, поэтому успеваю поставить пару закидов, и покидать спиннинг. Но всё бесполезно — ни одной поклёвки так и не случилось ((((( Похоже, все отзывы о рыбалке в Монголии, оказались просто рыбацкими байками. Пойду напьюсь с горя!
16 июля 2007
04:00
Напиться не получилось((((. Странная ситуация, вроде хотелось, но не моглось (сил савсем не осталось). Пробую хоть что-то выловить в этой огромной луже — безрезультатно. Хуже того, утопил любимого воблера, и при попытке достать чуть сам не сгинул, да ещё и комарьё всю задницу искусало. В общем, рыбы нет!
09:00. Этот день мы все запомним надолго, и в последствии будем называть «400Х400»
Отъезд как обычно затянулся на час. Пришлось чинить колесо Димона, за ночь оно совсем спустило, и реанимировать багажник — китайское чудо не выдержало запаску и пару канистр с соляркой.
Сегодня по плану мы должны проехать по окраине пустыни Гоби, и к вечеру добраться до города Гоби-Алтай. Объехав озеро, попадаем на монгольский автобан. Издалека это довольно широкая дорога, вернее около десятка дорог, идущих в одном направлении)))) (это только издалека). Как только выехали на автобан, началась гребёнка, и не просто гребёнка, а такая, что возникало чувство, будто машина вот-вот развалится. Стараюсь подобрать оптимальную скорость, на которой меньше трясёт:
скорость 40 — в салоне жуткий грохот, сидюшник выплёвывает диски;
скорость 50 — начинает отваливаться потолок и задняя дверь;
скорость 60 — всё то же самоё, плюс зеркало заднего вида постоянно сбивается (нестрашно, всё равно сзади ничего не видно, пыль столбом);
скорость 70 — потолок вроде перестал отваливаться, а вот боковые зеркала почти отвалились;
скорость 90 — машина вошла в резонанс, чувствую, что теряю зрение.
В итоге, выбрал скорость около 75 — и потолок на месте, и зрение восстановилось. Тока вот зеркала страдают. Совершил большую ошибку, так как ехал первым, то не стал закрывать передние окна и включать кондёр. В итоге в салон насосало пыль, пыль необычную. В последствии стало понятно, что пыль эта каменная, абразив в чистом виде. Дорога постоянно подкидывает сюрпризы в виде промоин, резких поворотов, рытвин и монгольских мостов с вздыбленными бетонными плитами. Смотреть по сторонам некогда — всё внимание только на дорогу.
12:00. Пройдено 200 вёрст. Позвоночник где-то ниже резинки шорт, руки отваливаются, глаза слезятся от напряжения и пыли, пива хочется — аж зубы сводит. Ненавижу монгольские автобаны))))
Впереди городок с непроизносимым названием Х…(в Монголии очень много слов начинаются с буквы Х. Это и понятно, там много Х…го) За время пути дистанция между машинами увеличилась до 3-5 км, идти с меньшим интервалом невозможно, пыль висит неподвижно в воздухе 10-15 мин. Постоянно держим связь с машиной Мираса, он ушёл вперёд, Димон идёт замыкающим.
На подъезде к городу Мирас сообщает, что есть магазин с холодным пивом и кафе. В голове рисуются жуткие образы — пиво, пляж, девочки и отбивная с кетчупом ))). Хоть я и не приверженец монгольской кухни, но возможность хотя бы полчасика не трястись в машине и банка пива убедили меня в необходимости сделать остановку в этом забытом богом городке на окраине Гоби.
Пока Гуля делает разведку боем в кафе с осмотром места приготовления пищи, мы пытаемся связаться с Димоном. Связь отсутствует, зато присутствует сам Димон в пределах видимости. Причём мы его видим, а он нас нет. В итоге, он проскакивает мимо городка в пятидесяти метрах от нас и устремляется вдаль… Ну что ж, придётся обедать без него.
Быстренько слопав макароны с фаршем и какой-то подливкой, едем дальше. Впереди ещё 200 км невыносимой тряски, жары и пыли.
16:00. Пройдено около 350 км. Жить не хочется, сильно ноет спина, машина стонет всеми узлами и агрегатами. Пыль везде, стараюсь как можно реже открывать рот, боюсь потерять зубы))) Жена, по-моему, уже в коме или где-то далеко от этого места, на вопросы отвечает невнятно. Думаю, что отдых в Монголии он мне ещё припомнит…
Очередная остановка, на обочине стоит Мирас, боковой порез «медведя»…Пока меняли колесо, обнаружилась ещё одна поломка, лопнула тяга заднего стабилизатора.
17:00. Доехали!!! Гоби-Алтай поражает размерами (раза в 2 меньше Каскелена), по монгольским меркам почти мегаполис. Да и атрибуты мегаполиса присутствуют — асфальт, светофор, СТО и отель.
Около 2-х часов проводим на СТО, ремонтируем резину и тягу стабилизатора. Наши машины вызывают неподдельный интерес у местных жителей, стоило мне отлучиться на несколько минут из машины, как к жене практически на колени забрался монгол и начал крутить и нажимать в машине всё, что крутилось и нажималось )))). Причём, его абсолютно не смущало то, что жена против этих действий. Только когда я вернулся и на пальцах объяснил, что так делать не следует, удалось хоть немного остудить пыл этого любознательного кекса.
Хозяйка СТО, женщина средних лет, вполне сносно разговаривающая на русском, проводила нас до самого лучшего отеля и показала заодно, где можно купить сувениры. Отель и в правду оказался хорошим, вполне приличные номера, в холе ресторан. Вдобавок нам обещали горячую воду с девяти до десяти — просто рай, о большем и не мечтали. До часа Х (горячая вода) оставалось около 2-х часов. Покидав в номера вещи, идём в ресторан. Монгольская кухня не отличается разнообразием, зато отличается интересными названиями блюд )))). Димон и Мирас выбрали самое экзотическое блюдо под названием Хуй-ца. Причём Мирасу очень понравилось, а вот Димон не смог это есть, толи название смутило, толи привкус был странным… ))) В этот вечер впервые с момента отъезда удалось в первый раз нормально помыться и поспать…
В связи с нечеловеческими нагрузками, которые афтар испытал во время экспедиции, написание окончания отложено на неопределенное время. Продолжение будет обязательно. Ждите.