В этом году сборы и подготовка к штурму перевала, лежащему на пути к озеру, затянулись почти на месяц из-за параллельных поездок клуба на Алтай и в Монголию. Долго обсуждались даты и состав группы. В конце концов дождались возвращения всех членов клуба и определились со сроками. Перевал к этому времени уже должен был открыться от снега и предполагалось долго копать размытый серпантин.
Группа копателей собралась нешуточная. Первая колонна ушла из города в 5 вечера – 11 машин, загруженных лопатами, ломами, стропами, пивом и едой. Как всегда главным движителем всей поездки стал Уазик, продавший накануне свой «НИК» но оставшийся в наших рядах предводителем.
Я решила ехать с Мирасом и Павлом Волей. Догнать в таком составе основную колонну не представляло никакой сложности, и мы стартовали на час позже.
Меня немного бил мандраж, потому что в последний момент у моего штурмана поменялись планы, и в машине я оказалась одна. А нет, не одна – с собакой. Ну хоть кто-то рядом и не так грустно. Спасибо Виту с точками. Перед самым стартом он поставил мне в машину свою рацию, и уверенности у меня значительно прибавилось.
Дорога в самом начале пути не представляла никакой сложности. Мой изголодавшийся по бездорожью Патруль не бежал, а летел. Абсолютно домашняя собака, не видевшая за всю свою длиннющую жизнь (5 лет) ничего кроме собственного двора, металась по салону и постоянно норовила занять место пилота, место штурмана её никак не устраивало.
Смеркалось. Как всегда, в горах темнеет быстро. В районе первого на нашем пути брода мы услышали по рации основную группу. К этому времени они уже спустились ко второму препятствию на пути к перевалу и искали брод. Неугомонный Сергеич объявил в рацию, что он обязательно дождется нас и покажет брод, иначе в темноте нам реку не переехать.
Спустились в долину, подъезжаем к месту предполагаемого переезда, и навстречу нам вышел Сергеич в одеждах толи дорожного рабочего, толи полицейского со светоотражающими полосками. Как-то противоестественно смотрелось это одеяние вдали от города.
Вышли, огляделись, Сергеич четко показал направление движения и первым поехал вперед. «Нууу», -думаю -«хорошо, что нам оставили проводника, сэкономим ещё кучу времени».
Трогаемся, и через пару метров от берега наш проводник оказывается в яме. Вода захлестывает на капот, он давит тапку но только ещё глубже погружает морду. Нннн-дддааа!!! «…. Идите вы нафих, я сам заблудился (с)». Выскакивает назад, но течением машину стаскивает к крутому берегу и опять яма. Вытаскивать только стропой, сам выехать уже не может. Мирас подъехал сверху по течению и вытащил Сергеича по диагонали. Времени на спасение ушло немного, но этот брод оказался непроходимым. Как 11 машин по нему прошло???
Мирас решил ехать по-другому, и мы совсем попсово преодолели широкую реку.
Через часок мы догнали основную колонну. Она поднималась по серпантину и искала место ночевки. Оказалось, что в темноте проскочили спуск к поляне в долине реки и уже начали подниматься к перевалу. Далее была игра в «пятнашки», помните такую детскую игру с переставлением шашечек в замкнутом пространстве? Вот тоже самое происходило с нашими машинами на узкой серпантинной дороге.
Поляна найдена огромная и красивущая, особенно в свете мерцающих звезд. На такой непривычно большой площади организовалось какое-то броуновское движение. Ездишь по ней ездишь, и там хорошо машину поставить, и там замечательно, а вот тут должно быть лучше. Ооой нет, то первое место лучше было… Нельзя такие большие поляны находить, мы метаться начинаем, непривычные мы к таким просторам.
Потом я не помню, что было. Точнее, я всё проспала: караоке и приезд Карася с Алмазом, костер (а костер та был?), пиво, водку… всё проспала. Неделя рабочая была тяжелой. Разбудили меня криками: «Дашка!!!!! Мы про тебя забыли!!! Мы тебя потеряли!!! Алмаз ходил по лагерю и не нашел твою машину…» Может я нашла там бермудский треугольник?
Так быстро я ещё никогда не собиралась, даже собаку успела покормить. А она, чувствуя, что мы проспали, ела в три раза быстрее обычного.
Практически вся колонна в 7 утра выстроилась на дороге, готовая к подвигам и приключениям. Я поспешила присоединиться к ним и на выезде с поляны врюхалась в канавку. Благо неподалеку прогуливался Карась – пара движений его рук и я уже вне ямы. Вот же повезло та: Карась попросился ко мне штурманом. Всё, теперь переживать за свое одинокое самостоятельное путешествие не приходится. Я в надежных руках.
В конце колонны ехать совсем не сложно, дорога простая, но патруль ведет себя совсем иначе, чем пыжик. Ощущение такое, что сначала поворачивает подвеска, а кузов только через пару секунд начинает соображать, что нужно ехать уже в другую сторону. Тапка в пол на подъеме, а патруль дуууумает, и ещё немного думает, а потом летит, оставляя за собой шлейф черного дыма и рев мотора.
По рации слышим, что Мирас, идущий первой машиной, доехал до первой засады и начинает первые дорожные работы. К тому моменту, когда мы подтянулись, завал уже был расчищен, и даже маленького крена не осталось после прохождения огромной колонны. Двигаемся дальше без особых проблем. Я изучаю поведение машины. Пару раз под колесо попадали булыжники и подбрасывали машину в сторону обрыва, но она неизменно возвращалась в колею. «Устойчив», — заключила я.
Очередная засада оказалась довольно серьезной: дорогу на 17-м серпантине размыло так, что восстановить её не представлялось возможным без спец техники. Уазик с Мирасом не стали долго расстраиваться и начали строить новую дорогу. Закарячили сначала прадика, подкладывая под колеса каждые 20 см камни, потом запихали Сергеича. А дальше началось настоящее развлечение: сафарик Слэша вообще отказался ехать по сыпучему, каменистому и рыхлому грунту. Коптил, бросался камнями, упирался всеми четырьмя и не ехал. Решили затаскивать его на стропах машинами выше стоящих Мираса и Сергеича. Самым сложным оказалось синхронизировать все три машины. Большее или меньшее усилие хоть одной машины в связке приводило к закапыванию или сносу с дороги. Мистраля Фаирмена занесли просто на руках, остальные машины всяка разна но тоже заехали по новой дороге.
Пока продолжалась наша возня, Карась с Алмазом и группой единомышленников вооружились лопатами, ломами и решили попытаться вкопать в промоину привезенные из города пластиковые трубы, чтоб на следующий год не пришлось строить новых дорог. Жаль, но количество труб не покрывало разрушений. Трубы поехали дальше, зато пыжик ,перевозивший их, получил название «Катюша».
На 18-м серпантине нас ждала лавина. Небольшая, но зато на самом повороте. Опять копать. Чтоб проехать её, нужно было предварительно развернуться, потом попятиться – сдать назад – и по прямой ходом её проскочить.
Когда мы с Карасем поехали брать перевал, договорились, что Алмаз останется с восьмидесяткой дожидаться Завхоза и MMC Паджеро, которые выехали из города только утром и уже были на подступах к перевалу. Им надо было помочь пройти 17-й серпантин.
Больше засадных мест на пути не встретилось, и мы с легкостью влетели на перевал. Пошел проливной дождь, и мы не стали делать групповое фото. На спуске встретили длинного патруля с киргизскими номерами, который сообщил нам, что всю киргизскую сторону дороги почистил трактор. Это известие нас очень порадовало. Вдруг в рации раздается интересный монолог: «Алмаз остался на 17-м серпантине и просит восьмидесятку вернуться за ним». Мы в полном недоумении переглядываемся с Карасем… Почему 80-ка уехала??? Почему она не забрала Алмаза??? Почему она вообще уехала??? Стоим. Ждем. Мимо проехала 80-ка, проехали пыжики, зеленый патруль едет тоже пустой. Останавливаем, спрашиваем в чем дело – все в полном недоумении. Но Алмаз в итоге остался без транспорта, т.к. в последнюю машину посадили спасенных квадрациклистов (они кувыркнули свой транспорт, разбили его в хлам и попросились к нам). Алмаз проехал на подножке последней машины пару серпантинов и дальше пошел до нас пешком. Я первый раз в жизни слышала, как он может ругаться. Ну да ладна… мы спасли Алмаза и решили ехать спасать, ой, помогать Завхозу и ММСПаджеро.
Времени было около двух. Трактор уже успел спуститься с перевала и начать расчищать лавину, точнее ломать наше произведение. Перегородил нам спуск и уселся обедать. Мы его подвинули, подкорректировали его труды и проехали по меньшему радиусу. Оказалось, моя резина замечательно себя чувствует на мокром снеге. В итоге получилось, что за этот день мы 3 раза пересекли государственную границу и покорили перевал.
На Иссык-Куле мы были в районе четырех, и тут мы разделились. Основная группа как всегда поехала на наш пляж в Чолпон-Ате, а мы с Карасем, Алмазом, «Катюшей», дефендером и 80-кой поехали на благоустроенную зону «Жетыген». Оказалось, у Карася там блат и мы отдыхали среди тополей и березок, на зелененькой травке, рядом с кафешечками и в 15 метрах от пляжа. Уазик, а чё все туда не поехали? Там даже мзду никакую с нас не взяли.
На утро воскресенья поднялся страшенный ветер. Карась сбегал, пообщался с местным населением, и нам сообщили, что это ураган «Санташ» с Балыкчей. Я вышла на пляж, укутанная в свитер и куртку, сделать пару кадров шикарных волн на озере, но меня буквально сдувало, и глаза слезились от яркого солнца и дикого ветра. Хотя неправильные киргизские дети умудрялись плескаться на волнах даже в такую погоду.
Утром в кафешке во время трапезы мы посмотрели на DVD фильм про победы Камазистов на ралли «Париж — Дакар». Очень увлекательное зрелище.
Двинулись в обратный путь в 14:00. По дороге связались с основной колонной, они уже спускались с перевала на казахстанскую сторону. Мы планировали их догнать, т.к. там шло 11 машин, а у нас 5. Шарашим, тапка в пол, повороты проходим в заносе. Такое ралли меня очень увлекло. Один раз я не успела поймать машину, и этот неудачный маневр сбил мою спесь. В тот момент, когда мне показалось что «проходимцы» совсем рядом, перед нами выросла преграда. Вал камней поперек дороги стал немыслимых размеров. А за ним виднелась только крыша трактора. Мы в недоумении остановились и пошли на разведку. Посреди дороги, за стеной из огромных камней стоит трактор с порванной гусеницей, и вокруг него ходят беспомощного вида киргизы, разводят руками и ковыряют ломом гусеницу.
Что делать? Строить дорогу! Благо трактор узенький и оставил нам пару метров для проезда. Накидали кучу камней и пустили первой 80-ку. Получили гнутую подножку. Зато получилось просочиться между трактором и обрывом.
Ну не бросать же бедных киргизов. Начали натягивать гусеницу. Поначалу казалось, что он потерял одно звено, но рабочий говорил что все на месте. Лом и четкое руководство Карася в совокупности починили трактор.
Догнать колонну так и не получилось, опасный брод прошли совершенно без усилий. Спускаясь вниз, мы наблюдали совершенно потрясающий пейзаж. Над озером, между отвесных скал висит плотное белоснежное облако. Как будто на блюдце выложили взбитые сливки. Спустились еще метров 500 и оказались на самой границе облака: под нами гладь озера цвета черненого серебра, обрамленное кружевом бархатных елей. Над ним парит вуаль облака, а над облаком багряное зарево заходящего солнца, бросающее на верхушки гор розовый свет.
Здравствуй родина! Зачем нам Иссык Куль? Дайте нам дорогу, сложности и приключения.