Главная / Путешествия / 30.04.2008 — Самый западный KZ: Устюрт, Карагие, Актау

30.04.2008 — Самый западный KZ: Устюрт, Карагие, Актау

 

 

2.JPG
 

Участники экспедиции:

1. Николай, Родион, Роман — клуб Offroad Казахстан, у них это была только часть маршрута, остальной проходил с Алматы через Арал и обратно. Ланд Крузер 70 (кажется), в общем новая модель 4,2 дизель, подготовленный по последнему слову техники

2. Мирас, Гуля, Диана — клуб Проходимец. ТЛК 78, практически не подготовленный (перед поездкой поменяли масло!), но боевой.

3. Асхат (старый опытный турист), Марк (английский джипер) — ТЛК 95 на лысой резине, зато с кондером!!!:)))

 

Маршрут (наш) — Актау-Бейнеу — Бекет-Ата — Западный Устюрт — Новый Узень — Киндерли — Курык — Карагие — Актау. Наша экспедиция заняла 4 дня и 3 ночи, проехали больше 1000 км, надо уточнять, асфальта из них не более 15%.

 

 

 

Автор отчёта: Offroader

Фото: Offroader

 

 

 

 

Идея поездки возникла как-то неожиданно, когда мой товарищ Асхат сказал, что с Алматы едет машина на плато Устюрт и что можно поехать с ними. Я сказал — поехали! Были небольшие приготовления в виде доставки хайджека и стропы экстренной авиаперевозкой с Алматы, поиск канистр, поездка в магазин и мы готовы!

 

День первый.

Выехали из Актау двумя машинами 30 апреля в среду, в 04-30 утра, на встречу машине, которая шла из Алматы, место встречи поселок Бейнеу. Дорога нам была уже знакома, так как по ней мы с Гулей приехали в Актау с той лишь разницей, что по ней мы ездили ночью, а сейчас могли немного насладиться пейзажами. Очень хотелось спать, но с помощью рэд булла, кофе и сигарет, мы без особых проблем добрались до Бейнеу часов за 7. Асфальт присутствовал только на первых 150 км, но мы были к этому уже готовы. Пыльную «монгольскую» дорогу мы прошли на приличной скорости, в среднем километров 60 в час и прибыли в Бейнеу раньше, чем планировали. Время встречи было назначено на 12-13 часов, сотовый телефон работал и мы решили перекусить и осмотреться.

Хорошо изучив местные «достопримечательности», мы даже почувствовали себя частичкой этого посёлка. Всё было замечательно, интересный местный базар с множеством туркменов и узбеков, свежее разливное пиво и т.д., однако нарастало беспокойство за Алматинскую машину, которая никак не хотела приезжать из пустынь Арала. Благодаря Андрею (Уазику) мы узнали номер Колиной Тураи, но телефон почему-то был отключен. Выбора у нас не было, решили ждать, заехали под крышу недостроенной заправки, где и поспали. Местные жители и даже местный инспектор ГАИ не обращали на нас никакого внимания и это радовало. Часа в 4 вечера мы встретили другую группу из Алматы (подготовленные машины, вероятно Offroad Казахстан), они сказали, что видели Николая утром этого дня и это вселило в нас надежду, что с ними всё в порядке.

Приблизительно в 17-30 встреча на Эльбе всё-таки состоялась! Какое-то время ушло на поиск топлива и обдумывание плана действий. Светового времени оставалось мало и мы решили просто ехать покуда не стемнеет по направлению маршрута и поставить лагерь. В лагере мы наконец-то все нормально познакомились и провели тихий, добрый вечер в бескрайней степи с хорошими напитками, закуской и за интересной беседой. Блюдом дня были замороженные пельмени, разрезанные на дольки и мужественно сваренные и съеденные! Первая ночь послужила хорошим уроком, куда и кому надо ставить палатки, дабы не нарушать мирный сон товарищей храпом своим :)))

 

День второй.

Ранним праздничным утром 1 мая (о празднике все почему-то забыли), мы выехали по направлению к священному месту паломничества мусульман. Это подземная мечеть Бекет-Ата, по значимости сравнимая с захоронениями Мухаммеда и Ходжа Ахмеда Яассауи. Находится мечеть в местности Огланы, в отдалённом участке Южного Устюрта, среди величественных скал и чинков.

Наш путь лежал в основном по степи, дорога была в меру трудной, особенно для Прадо 95, клиренс которого иногда заставлял его лететь на брюхе, оторвав все 4 колеса от земли. Лысая резина Прадика плохо держала грунт. Марк, который сидел за рулём был не в восторге, но терпел и ехал наравне со всеми. После Монголии для нас с Гулей дорога была не сложной, и даже ребёнок чувствовал себя вполне комфортно на заднем сидении, не взирая на отсутствие в машине кондиционера. Проехав километров 200 однообразной местности, при подъезде к Бекет-Ате, мы неожиданно увидели скалы и чинки, которые просто появились из ниоткуда!

Место оказалось чрезвычайно красивым, кроме обрывистых скал мы увидели разноцветные горы в форме разукрашенных пирогов. Часть группы отправилась в подземную мечеть, мы с Гулей не пошли, так как планировали посетить это священное место по всем правилам в следующей нашей поездке. Всем сходившим место очень понравилось, а на Родиона так вообще нашло озарение и он потом долго вспоминал про Бекет-Ата.

 

13.JPG 1.JPG 10.JPG 11.JPG 15.JPG 19.JPG


Всем очень захотелось попасть в долину, обрамлённую чинками, но высота обрывов была более 100 метров и спуститься туда было трудно даже пешком. Было решено поискать пути спуска. Однако спуститься, куда хотелось нам не удалось, чинк не прекращался, и даже самые пологие места были преодолимы только пешком. Один раз, подъехав к самому краю обрыва, мы остановились на фото-сессию. Тут же были найдены интересные минералы и стали развиваться бурные версии по поводу их происхождения, начиная от вулканических пород и заканчивая падением метеорита. В момент споров кто-то из нас вдруг заметил, что с вершины хребта, метрах в 100 от нас за нами внимательно наблюдает косуля (также были версии, что это горный козёл). Но все были единодушны, что это самка. Как бы то ни было, животное с большим интересом рассматривало нас и убегать никуда не собиралось. Через какое-то время она все-таки ушла, но только, чтоб появиться снова через несколько минут. В общем, минут через 10 мы к ней привыкли и перестали обращать на неё внимание. Мной была высказана версия, что у косули были спрятаны дети недалеко от того места, где мы ходили и как нормальная мамаша, она хотела увести нас за собой подальше от детей.

По окончании фото-сессии мы продолжили свой путь и в конце концов нашли место подъезда к невысоким, но ярко-красочным красно-белым горам, где и решили разбить лагерь. Было ещё довольно рано, и многие начали с энтузиазмом лазить по горкам и высматривать интересные природные находки, которые были там в изобилии. К сожалению (а может и к счастью), ученых среди нас не было и опять началась масса догадок по поводу происхождения этих предметов, начиная от акульих зубов и заканчивая окаменелыми водорослями. Мой ребенок был в полном восторге от процесса поиска, лазания и псевдо-научных дебатов:))).

Вечером мы попили много вкусных напитков, включая замечательную настойку от Родиона, пообсуждали планируемые и пройденные поездки и экспедиции, поговорили на тему разных оффроуд клубов и даже постреляли из ракетницы. Марка, как ценителя оффроуд наворотов, очень интересовала машина Николая и они вели оживлённыю дискуссию о лифте, бамперах, дисках и резине. В целом, день просто удался и ночной храп опять таки был тому подтверждением:)))

 

День третий.

День предвещал много интересного. Из красно-белых гор, через барханы и степь к берегам Каспия и песчаным пляжам. Это был день постоянной смены ландшафта, что всегда радует. Начало дороги было несложным с точки зрения проходимости, за руль села Гуля, скорость была не запредельной и мы с удовольствием ехали по безлюдным просторам Мангистау. Особо был интересен район песков Туесу, мы давно не ездили по песку и соскучились по этим ощущениям. Правда расслабленность быстро прошла, когда наш Прадик не осилил бугор на заднем приводе. Пришлось подключать передок и выгребать на всех четырёх. Заодно сел и Прадик Асхата, потерявший скорость из-за нашей ошибки:((

Еще одно дополнительное препятствие представляли черепахи, постоянно перебегавшие дорогу в неустановленных местах. Уворачиваться от них было не всегда просто, один раз Гуле это не удалось:((. В некоторых местах находились подозрительные безлюдные объекты, ограждённые колючей проволокой. Сразу стали приходить на ум рассказы о подземных ядерных взрывах, проводившихся в этой местности. Однако, не взирая на взрывы, песок и черепах, мы уверенно двигались по маршруту и довольно скоро достигли первого за два дня населённого пункта — поселка Сенек. Забытый богом посёлок был однако богат зеленью, что не очень-то свойственно местному населению, а также интересен своими пейзажами. По одну сторону от него находились огромные песчаные дюны, по другую — меловые горы. Стало достаточно жарко, я стал задумываться о том, что тут творится в середине лета. Вспомнив про отсутствие в машине кондиционера, поспешно отогнал от себя эти мысли:)))

На выезде из Сенека — асфальт! Не то чтобы мы сильно устали от грунтовок, но и горечи от смены покрытия кажется тоже никто не испытал. Так по этому относительно сносному асфальту мы и доехали до города Жанаозень (Новый Узень). По дороге наблюдалось огромное количество нефтяных вышек и качалок — знакомые пейзажи Мангистауской и Атырауской области. При таком обилии нефти вспоминалась цена на дизель в Бейнеу — 100 тенге. Правда в путешествиях я привык не обращать на такие мелочи внимание, просто становилось обидно за местное население. В Жанаозене — кафе и нормальный обед! Манты, куырдак и свежее разливное пиво! В экипажах Николая и Асхата стали возникать вопросы о том, кто потом сядет за руль, у нас такой проблемы не было, Гуле хватило одного глотка пива, остальное выпил я:)))

От Жанаозеня — нормальная асфальтированная дорога практически с полным отсутствием машин до развилки, в одну сторону Фетисово и Туркменбаши, в другую — Актау. По центру — залив Киндерли, главный курорт Мангистауской области. На фотографиях мы видели там современные отели и великолепные пляжи, видно их было и с утёса, на котором мы остановились. Но блага цивилизации не являлись целью нашей экспедиции, поэтому после небольшого обсуждения мы уверенно сворачиваем на грунтовку вдоль берега Каспия в сторону Актау, предварительно найдя на карте место с песчаным пляжем. Однако карта картой, а реальность — реальностью. Дорога была просто восхитительна, она шла вдоль обрыва, внизу голубизна вод Каспия и отвесные скалы. Мы то и дело останавливались на фото-сессии, но после нескольких десятков километров стал возникать вопрос — а где же пляж? И что самое интересное — когда кончится обрыв, чтобы к нему спуститься? Какое-то время мне даже казалось, что ночевать придётся на верху утеса с видом на море. Но после ещё какого-то времени поисков и разглядываний карт и ЖПС, спуск был всё-таки найден! Крутоват, но немного намёков на оффроуд нам не помешало и все получили от этого удовольствие. Ещё небольшой прорыв сквозь камыши и пески — и мы на берегу Каспия, на чистом, безлюдном пляже!

Стандартная процедура — разбивка лагеря, приготовление пищи, костёр. Почти все пошли купаться, я что-то не захотел, хотя и люблю холодную воду. Вечером обнаружили, что в Жанаозене все как-то позабыли пополнить запас вкусных напитков и осталась только бутылка коньяка, немного пива и бутылка вина, припрятанная Марком. Мне немного подпортило настроение, что Марк с воздушки застрелил беззащитного водяного ужа (зачем убивать ради забавы?), но выход из ситуации был найден просто. Раз убили — я решил его съесть, тем более я никогда не ел змею. Совместно с Родионом мы занялись разделкой и приготовлением экзотического блюда. К сожалению оказалось, что мы его очень сильно пересолили, но тем не менее, уж был съеден, то есть умер он не зря:))) Вечером пошёл дождь, под шум прибоя и дождя спалось просто замечательно!

 

День четвёртый и последний для нашей части экспедиции.

Скоро домой! С этой мыслью мы проснулись под шум дождика, который однако очень скоро прекратился. Расстояния на день были небольшими, завтрак и сборы лагеря были неторопливы. Невзирая на обилие следов вокруг лагеря, которые мы наблюдали вчера вечером, никто на нас не покушался и всё осталось на своих местах. Утреннее совещание по поводу маршрута вылилось в решение — едем по грунтовке до поселка Курык, оттуда по асфальту в сторону Актау, по пути выискивая съезд во впадину Карагие, а там — как пойдёт. Идеальным вариантом всем представлялось заехать в самую глубь этой огромной впадины и увидеть на ЖПС цифры -132. Правда глядя на рельеф впадины это выглядело маловероятным (для справки — впадина Карагие — самая глубокая впадина, (132 метра ниже уровня моря) на территории бывшего СССР и является низшей точкой Казахстана, некогда была заливом доисторического моря. Иногда можно увидеть миражи- голубые воды. Сейчас здесь встречаются останки морских животных обитавших здесь десятки миллионов лет назад: зубы акул, позвонки костистых рыб, окаменелые морские растения — )). информация из туристической брошюры).

Грунтовка до Курыка никаких проблем не представляла, мы уже привычно уворачивались от черепах-спринтеров, невзирая на все их желания прикоснуться к нашим гудричам; ночной дождик подмочил дорогу, пыль отсутствовала, зато местами присутствовали лужи и грязь. Часа полтора пути — и мы в Курыке. Поселок никакого впечатления не произвёл, разве что огромной строительной свалкой на его окраине. Не останавливаясь в посёлке, мы выехали на трассу, где, изучив карту, поняли, что единственный путь попасть во впадину с западной стороны — это переехать через железную дорогу. Место переезда на карте было указано только одно, оставалось его найти. Переезд был найден быстро и вот мы уже на краю обрыва, обрамляющего западный уступ впадины. Возникло ощущения де-жа-вю, где-то это мы уже проходили. Опять вопрос — как спуститься вниз, склоны крутые, дорог не видно. А внизу уже виднелись миражи солёного озера, по центру которого по сути и была заветная точка -132. В последствии выяснилось, что это были действительно миражи, озера там не было, а была топкая, солёная почва, которую местные называют «сор». Что-то типа нашего солончака, как объяснил «местный парень» Родион, солончак имеет в основе глину, а сор — песок.

Начались разногласия на тему куда ехать и кто лучше владеет ЖПС. В нашем экипаже ЖПС не владел никто, я просто тупо смотрел на карту и прислушивался к дебатам Марка и Николая. В конце концов был согласован пробный вариант заезда и мы поехали по степи в сторону предполагаемого съезда. Полчаса блужданий, съезд был найден и вот мы внутри впадины!

Дорога через пару километров пропала и мы, взяв курс на точку -132 идём по азимуту. Подъехав к краю огромного (километров 10 в ширину) сора, аккуратно идём по его краю. Почва сырая, машина местами идёт тяжело, появляется страх засесть. Но вдруг, Марк, как будто бы забыв, что на машине Асхата стоит лысая резина, пытается на скорости переехать участок сора по его центру. Я заблаговременно заметил его маневр в зеркало и остановился, зная, к чему это приведёт. Ровно по центру участка Марк предсказуемо застревает. Подойдя к машине, мы поняли, что сам он оттуда не вылезет, надо тащить лебёдкой. Николай стравливает колёса и по сухой части сора подъехав к Прадику по максимуму, вытаскивает довольного англичанина. От такой радости Марк аж неожиданно нашёл в машине бутылку водки, за которую предыдущим вечером все бы отдали полжизни! На жаре, правда, водку никто не захотел, но все дружно подумали про Марка нехорошее)))

Но на этом оффроуд не закончился, Николай решил испробовать возможности своей машины, гудричи МТ 33, все блокировки и т.д. Результат — метров на 15 дальше и машина встаёт. Мосты не зарылись, но гудричи МТ замылились и крутятся на месте. Я сразу вспомнил про свой самоочищающийся супер свампер, мирно лежащий в Алмате. Вытянуть Николая, залебедившегося за меня тоже проблемы не составило. А ЖПС в это время показывал -130! Нам оставалось каких-то 2 метра вглубь до самого дна впадины. Однако все понимали, что 2 метра вглубь — это на самом деле 300, а то и 500 метров в длину, и в ситуации, когда каждый метр даётся с боем — это уже отдельная экспедиция. Пока накачивали колеса, Асхат отыскал где-то череп верблюда, и, положив ему в зубы сигарету))), мы провели фото-сессию под названием «Smoke Kills» Покрутившись ещё чуть-чуть по впадине, решили выбираться наверх тем же путём, как и спустились. Выбравшись и взяв курс на Актау, мы расслабились, решив, что все трудности позади. Но нас ждало последнее препятствие — Николай решил срезать путь через заброшенный и заваленный ж/б плитами железнодорожный переезд. Его Ленд Крузер легко преодолел и плиты и рельсы, мне же подумалось, что я там повисну на мосту и я выбрал альтернативный вариант. В момент, когда я пытался сдвинуть колесами плиту, раздались крики — «ты себе бак пробил»!!! Из под машины ручьём текла солярка, но оказалось всё не так страшно, просто переезжая через натянутую проволоку, я сорвал шланг обратки. Шланг был быстро установлен на место, рельсы пройдены. У Марка преодоление последних наших препятствий проблем не вызвало.

 

3.JPG 20.JPG 8.JPG 18.JPG 21.JPG

 

Через час мы уже были в Актау, небольшая фото-сессия в городе для экипажа наших гостей и наша часть экспедиции на этом закончилась. Экипаж Николая, которому ещё предстоял долгий путь домой по перешейку между Большим и Малым Аралом, решает двигаться дальше, не задерживаясь в Актау. Пройдя несколько экспедиций, и зная, как хочется поскорей попасть домой после длинного пути, мы помогли им выбраться из города, пожелали счастливого пути — и домой, в душ и на диван!

 

Команда экспедиции подобралась СУПЕР, всем хотелось бы сказать спасибо!!! Я думаю, что все получили удовольствие не только от поездки, но и от общения. Возможно, когда-нибудь ещё съездим вместе!

 

Фото Offroader http://gallery.allroad.kz/thumbnails.php?album=47

 

Добавить комментарий