Алатау Трофи – одна из самых сложных и насыщенных событиями гонок прошла 5-7 сентября в 200 км от Алматы, в районе Бартогайского водохранилища.
Перерыв между последней гонкой Тамерлан Трофи и этой был достаточно большой. Казалось бы, «кони застоялись в стойлах», но число участников в каждой категории было небольшим. В «Свободном классе» выступало семь машин, в ТР1 – шесть, в ТР2 – восемь, В ТР3 – четыре. Три прототипа планировали выпустить на трассу в отдельной категории, но перед стартом их добавили к ТР3.
Прототипы привлекали особый интерес зрителей. Все три машины из одной команды. Самый знаменный и грозный из них — синий «паук», за рулём которого был Тулеген Бозжанов. Вторая машина этой команды – подготовленный, переделанный Вранглер, с большими ходами подвески. Эти машины больше предназначены для карабканья по горам, как в знаменитом американском рок-кроулинге, а спецучастки были по большей части скоростными. Средняя скорость по ущелью была 50-60 км в час. И все машины ТР3 уже на первом СУ обогнали прототипы. «Паук» сломался и вся команды снялась с соревнований. Машина спускалась со склона вниз, встала на «морду», её начали тянуть, машина перевернулась ещё три раза. Сломал гидравлический сток, рулевую тягу и больше не мог участвовать. Смысла гоняться больше не было, отставание прототипов составляло день. Очень хочется надеяться, что на следующий год эти машины покажут высокие результаты, на которые они способны.
Трёхдневный соревновательный марафон получился сложным и порой непредсказуемым для машин практически всех категорий. На отдельных участках машины самого «детского» класса ТР1 ехали там, где позже спускались «монстры» из ТР3. Участок под названием «Волчьи ворота» оценили все участники. Спортсменов ждало четыре спецучастка, общей протяженность в 500 километров.
О прошедших гонках нам рассказывает Алексей Зайцев. Прошлые спортивные сезоны Алексей катался то в качестве пилота, то был штурманом в экипаже с Валентином Клецем в категории ТР2. В этом году две гонки он провёл за рулем нового автомобиля, Тойота Прадо на огромных 36 колёсах, в категории ТР3. Эта машина уже участвовала в гонках, но прошла этап значительной доработки, вес её был облегчен на 400 килограмм. Штурманом у него был опытный и необычайно спокойный Гончаров Иван.
Старт первого дня состоялся в районе Большие Богуты. На этот раз участников хотели отделить от зрителей и техничек, которым предлагалось отдельное место стоянки, далеко от спортсменов. Далеко не все экипажи из-за неразберихи прибыли вовремя в стартовую зону. Техническую комиссию очень тщательно проводил Виталий Тарасенко. В пятницу экипажам нужно было пройти два СУ, и собрать около 25 точек. Большая часть из них была, как и всегда, обязательными. Точки не только располагались по ущелью по ходу движения, но и в стороне от дороги. Приходилось несколько раз подниматься из ущелья, потом вновь в него спускаться. Расстояние между точками было порядка 2-3 километра. Вторую точку не нашёл ни один из экипажей. Простые с виду точки могли запутать экипажи, особенно когда к ним не вело видимых дорог и приходилось ехать по азимуту.
Алексей – «На первом же СУ была интересная точка – 21 и в круге написано — Приз Уаз. История такова — когда организаторы гонки, в частности господин Тарасенко прокладывали трассу и ставили точку, то подъехавшие егеря удивились и сказали, что на эту точку никогда и никто не заедет. А заехавшему мы ставим приз – автомобиль Уаз. Соответственно – туда заехали все машины ТР3. Первым к ней подъехал экипаж Дениса Березовского. До точки они дотянулись на лебёдке. У машины Дмитрия Шилова не было работающей передней блокировки, он так же подтянулся на лебёдке. Александр Подпорин заехал сам. И после того, как все уехали, мы поднялись к этой точке сами, выбрав грамотную траекторию среди скал и камней. В тот момент я и понял, что значит такое – целиком и полностью доверять штурману, когда ты смотришь в его глаза и никого больше не слушаешь, двигаешься буквально по миллиметрам. Малейшее ослушание может грозить падением машины вниз со скалы или переворотом. Настоящий триал! Все три первые машины заводили наверх при помощи всех пилотов и штурманов. Помогали все, что не запрещено правилами. Но мы остались одни. После финиша Подпорин подошёл и извинился, что их экипаж уехал. Потому что спускаться вниз было гораздо опаснее, чем подниматься. Машина могла запросто перевернуться…»
Экипажу Алексей запомнилась ещё одна точка – «Вылетаю из-за поворота и вижу слева на скале развешенные яркие тросы. Я сначала не понял, что это такое. Подумал, что тренируются альпинисты. А это Денис Березовский развесил свои стропы и пытался забраться на точку по осыпающемуся грунту, который выше превращается в скалу. Уклон был очень серьезный. И на скале организаторы и поставили точку. Дениса к этой точке тащили на задних колесах. Работала лебёдка и передние колеса машины были высоко оторваны от земли. А мы взяли точку с разгона, я просто не видел камней под днищем машины, мы их «перелетели», подлетев сантиметров на 50, упали прямо на точку. И взяли точку без лебёдки. Мне понравилось, но больше я так делать не буду. Необдуманно.»
В этом месте собралось много машин категории ТР2, Их точки были рядом, так же на скалах, но условия были более щадящими. Но всё равно – триал в чистом виде. У экипажа были проблемы с навигацией, за день до соревнований сломался GPS, после перепрошивки, Алексей не поставил нужные карты, на которых отображался рельеф, и поэтому на поиск некоторых точек уходило много драгоценного времени. Порой ехали просто наугад. Особенно тяжело пришлось в сумерках, когда не стало видно дорог и приходилось наматывать десятки лишних километров. Были моменты, когда казалось бы по дороге можно ехать, штурман выходил, смотрел, а впереди оказался многометровый обрыв и приходилось искать, опять же наугад, более приемлемый съезд. Чтобы взять свои точки.
Финиш первого СУ был выше Чарынского каньона, в районе памятника Раимбеку, в ущелье. Экипаж финишировал с опозданием, все машины уже уехали на старт следующего СУ. Несколько машин собралось вместе и долго искали въезд в знаменитые «Волчьи ворота». Эти места отличались неописуемой красотой и нетронутой природой. Как оказалось, «Волчьи ворота», это речка, которая течёт между двух скал. Но вот спуск к ним…Ужасный и страшный. Местные жители обозначили спуск по узкому склону по камням – на них стояли красные кресты. Ехать можно было только по этой траектории. Если ошибиться хоть на пару сантиметров – можно навсегда остаться в пропасти.
Алексей – «Дальше начались самые адские 15 километров под горами, в темноте, без карт. Хорошо, что к «Воротам» мы спустились ещё засветло. Причём, точка финиша в корнете опять не соответствовала реальности. Контрольное время СУ было 4 часа, у нас уже оставались считанные минуты до закрытия финиша. Подъезжаем к финишу, там никого нет, а точка находится на склоне и её ночью не видно. Сфотографировались и поехали к лагерю».
Лагерь был возле Бартогайского водохранилища. Ночью поднялся дикий ветер, почти ураган, ливень, в горах выпал снег.
Суббота. Трасса по расчётам пилотов должна была быть несложной.
Алексей – «Мы стартовали третьими, на второй точке догнали всех, потому что экипажи Березовского и Шилова пролетели мимо нужного поворота на перевал Кызыл – Аус. В этом месте мы потеряли 40 минут, внезапно заглохла машина и не могла завестись. Резко похолодало, с +15 градусов, температура упала до – 5. Местами ехали по снегу, по скользкой траве спускаться вниз было очень неприятно, когда практически неуправляемая машина просто несётся вниз. Дорога была узкая, двум машинам было реально не разъехаться. С трудом пропускали машины, идущие в Чемпионате на призовые места. Дальше мы поехали по речке Женишке, но оказалось, что этот этап перенесли на следующий день, а мы об этом не знали и на час опоздали на финиш».
Воскресенье. Поломок в ТР3 к последнему дню соревнований не было, были сходы и перевороты в ТР2 и сходы в ТР1. Экипажи ждало «всего» три точки – сто, сто один и точка «Всё». Нужно было проехать по устью реки Жинешке с тупика под названием «Пять бродов» до нижнего лагеря. До больших камней участок был не сложный, даже для машин категории ТР1. В теории многие участники знали, что преодолеть порог можно, проехав только по камню. Но эта мысль их вовсе не радовала. Дмитрий Шилов стартовал первым. Когда остальные машины подъехали к каменной преграде, машина Шилова стояла уже на спуске.
Алексей – «Естественно, спускаться без подстраховки было невозможно. Сзади цепляться практически негде. Он зацепился за нашу машину, нам судьи нажали отстой времени, и Шилов начал спускаться вниз. Дмитрий спустился вниз почти на половину, и тут оказалось, что заклинило лебёдку, потом порвался трос, потом его вообще закусило. К этому времени подъехал Денис Березовский. Мы своей машиной мешали ему проехать. Он выбрал другой путь для спуска и практически одновременно с Берёзой подъехал экипаж Подпорина. Ему тоже судьи нажали отстой времени, так как вообще было неизвестно, как ему проезжать. Машину Шилова спусти вниз почти вертикально. Она застыла в свечке, оказавшись в реке стоять на переднем бампере по капот в воде. Дмитрий быстро заглушил двигатель. Я не знаю, правильно он это сделал или неправильно. Лебёдка не работает. Назад его вытянуть практически нереально. Мы решили сами по другой траектории спуститься вниз и вытянуть его вперёд. Масло, которое было в поддоне, оказалось в двигателе, и через заливную горловину в двигатель ещё попала вода. Получился гидроудар. И Дмитрий больше не смог завести машину. Березовский нашел другой отвесный спуск со скалы, рядом с заглохшей машиной. Но нужно было проехать участок по почти отвесному склону. Денис ехал до спуска несколько метров больше часа. Затем зацепился за Подпорина и начал опять же почти вертикальный спуск вниз. В какой-то момент трос отцепился, Берёза резко нажал на газ, чтобы не перевернуться, и встал почти в такой же свечке в речке. Можно позавидовать его профессионализму и хладнокровию. Многим спортсменам есть чему поучиться у Берёзы».
Экипаж Алексея поехал по третьему пути, вдоль камня. Был риск помять стойку и крышу. Что и случилось, иначе преодолеть этот участок с двумя стоящими в свечке машинами было нереально. Водитель слушал только штурмана, абсолютно не обращая внимания на беспорядочные крики-советы вокруг, и указания организаторов. Пришлось разобрать плотину бобров из веток и брёвен. Наконец, экипаж спустился вниз через час пятьдесят минут. Экипаж Подпорина спустился вниз по четвёртой траектории, сдвинув лебёдкой несколько камней, размером со стол. Их спуск занял всего 30 минут. И затем три часа продолжалась эвакуация машины Дмитрия Шилова. Самым трудным было под ледяной горной водой зацепить трос за крюк. Подводным плаванием занимался штурман Дмитрия, сам же пилот не замочил даже ног, впрочем, как и пилоты других машин. Девиз спасения был такой – Мы сорвали голоса и порвали три троса! Машина завёлась, только когда её спустили вниз. Машину Дениса Березовского спасли гораздо легче.
Алексей — «В этот момент судьи дали нам отмашку – Езжайте вниз. Когда мы поехали дальше, то поняли, что этот участок был детской забавой по сравнению с теми порогами, что нас ждали впереди. Их невозможно было проехать, не повредив машину. Слева вода по сиденья, справа висим на лебёдке на одном колесе…Штурман висит на двери, потому что в ином случае машина идёт на переворот. Я сижу за рулём, в одной руке GPS, мизинец второй руки на кнопке аварийного глушения двигателя, большой палец на лебёдке, ноги на педалях, руль держу коленками… И вдруг в какой-то момент машина упала вводу и поплыла боком на скалы. Сначала я пытался оттолкнуться рукой, потом понял, что сломаю руку, если не уберу. Без повреждений машины не обошлось. Когда мы приехали на финиш, вторая машина Берёзы финишировала только через час. И мы обнаружили на его машине почти идентичные повреждения. Шилов приехал третьим, Подпорин последним, он каким-то нереальным образом умудрялся ехать по лесу».
На прохождение этого этапа давалось судьями всего 2 часа, дальше планировался завершающий СУ в ущелье Кара-Арша. Но из-за того, что категория ТР3 проходила реку с 9 утра до трех дня, последний СУ отменили и финишировавшие машины отправились в неблизкий путь до Алматы.