Главная / Путешествия / 10.06.2007 — Тургеньские водопады 2007

10.06.2007 — Тургеньские водопады 2007

img_2454.jpg Интересно возвращаться в те места, где ты не был целый год. И еще знать, что фактически никто из людей там не был тоже. Непростой маршрут, скрытые от глаза повороты, обманчивые лужайки, являющиеся высокогорными болотами…

Координаты GPS и треки маршрутов не возможно ни купить, ни обменять. Людей здесь не бывает. В этих краях нетронутая дикая природа и ароматы луговых трав.
Месяц июнь… В прошлом году на высокогорном плато, заросшем разноцветными цветами, нас ждали снег, настоящая зимняя метель и скользкий склон, по которому смогли подняться далеко не все машины.
Горы, как всегда, непредсказуемы, да еще на высоте в 3000 метров. Едешь и не знаешь, что тебя ждет. Банальный подъем по Тургеньскому ущелью в полной темноте, превращается в увлекательное путешествие. Небольшая группа, состоящая из трех Ниссан Патрулей в 61 кузове, не оставляет сомнений – мы доедем до лагеря.
Подъем начинаем около 23-00 со счастливой мыслью, что в этом году нам повезло с погодой и через пару часиков мы будем уже в лагере, где нас ждет первая группа, уехавшая накануне… Температура за бортом на градуснике в машине резко ползет вниз, и в районе знаменитой трубы- всего плюс один. Фары выдергивают из темноты кусты, покрытые слоем инея. Неужели на плато нас опять ждет снег?
Легкая переправа через горную речку, в которой Патрули не замочили даже суппортов, и вверх по глинистой узкой дорожке, временами похожей на стиральную доску с большими промоинами, в которые в прошлом году съехал не один стандартный джип. Синий Ниссан Мистраль с перекинутым с права налево рулем, даже разбортовался. Заниматься шиномонтажными работами парням пришлось при помощи баллончика с дезодорантом и огня.
35-е колеса МТ легко преодолевают эти незамысловатые для них препятствия. Стандартный Патруль заметно отстает. В таких поездках незаменимым помощником является рация.
GPS начинает «козлить», время от времени, на самых ответственных местах и ключевых поворотах обрывает трек. Конечно, днем можно по-плутать и вспомнить дорогу или увидеть следы первой группы. Но ночью, в полнейшей темноте, это сделать гораздо проблематичнее. «Адскую машинку из трех букв» приходится все время перезагружать…
А над головой раскинулось бескрайнее черное небо, усеянное мириадами звезд. Не хочется никуда подниматься, просто стоять и любоваться. Минус три гонит всех обратно в теплый салон машин. Высота над уровнем моря около 2500 метров. Время 2 часа ночи. Машины на высокогорном плато. Откуда-то снизу, из-за далеких гор, встает кроваво-красный месяц. Мы все замираем в немом восхищении. Ночные поездки тоже имеют свои плюсы.
Относительно ровное плато проходится на раллийной скорости довольно быстро, месяц остается за нашими спинами, спуск – крены, перекосы, диагоналка… Верхушки гор открылись неожиданно, вынырнув из тьмы. Мы остановилась на верху, на небольшой площадке, глядя на светлеющую долину, со всех сторон окруженную остроконечными горами, словно огромными крыльями доисторической птицы.
На горизонте светало, но, будто приклеенный, месяц светил нам в спины.
Несколько раз приходиться направлять стандартный Патруль Жана. В рации слышен голос двух наших спортсменов — Артема и Ивана, которые выехали раньше нас. Они запрашивают координаты лагеря, потому что почти заблудились и колесят по холмам и болотам уже больше 2-х часов.
Прошлогоднее болото, в котором сидела не одна машина, проходится легко. Мы встречаем спортсменов и вместе с ними, пропустив поворот, потому что наш GPS уже совсем отказывается показывать трек, уезжаем совсем в другую сторону, к ледникам. Но мы-то об этом еще не знали. И не знали, что дальше нас ждет «засада» — просто непроходимая топь, в которую благополучно усаживается Прадо Артема Вертинского. Спортсмены на то они и спортсмены — засядут в том месте, которое рядовой джипер просто-напросто объедет по краю…
Где-то на очередном холме вызываем лагерь и из обрывков фраз понимаем, что мы уехали не туда. Выходим из теплой машины, лезем в грязь, разматывая лебедку, потом по этой же грязи тянем ее до застрявшей машины… А ведь по нашим, даже самым не смелым подсчетам, мы должны уже сладко спать в лагере, а не возиться в грязи на высоте 3000 метров.
Три часа утра, находим нужную дорогу и по узкой глиняной тропинке машины неуправляемо просто скользят вниз. Вбитое в голову не раз правило джипера- «Когда страшно, дави на газ, а не на тормоз», помогает выровнять и удержать машину на узком перешейке и не свалиться, а съехать в финальное болото, куда просто падают некоторые машины…
К нам на встречу выехал встречающий квадроцикл. Парень на нем бодро произнес- «Сейчас я вам покажу правильную траекторию, только не сбавляйте скорость, следуйте за мной. В лагере не спят, вас ждут».
Наш летящий Ниссан был похож на лягушку, подскакивающую на кочках, пару раз мы чуть не наезжали на квадроцикл. Все, выскакиваем на холм, так и не отпуская педали газа. Вроде и все…А нет… В лагере мы оказываемся ровно в пять часов утра, когда уже почти светает и абсолютно не хочется спать. Нас ждет костер, теплая кампания, свежий шашлык и кедровка.
В палатку мы буквально заползали в 7 утра. Первые яркие лучи проснувшегося солнышка бежали все выше, зажигая яркие костры повсюду, и вот уже острые вершины засверкали золотистым светом возбужденного утра. Выпущенный из темницы ночи свет играл на остатках снега, пробегая по льдинкам вверх. И в какой-то момент я поняла, что этот подъем стоил того. Восторг и ощущение чуда заполонили всю меня. Трудно описать эти ощущения, когда, кажется, что ночное небо распахивает свои объятия тебе на встречу, а звезды шепчут – Прощай…
Два часа сна и бодрый подъем – приехала еще одна группа, которую благополучно «выковыривали» из болота.
Поездка на водопады была задумана не только, как празднование Дня Рождения V.I.T-а, но и как первые в истории клуба «Проходимец» соревнования по ориентированию по карте, с компасом на перевес. Если в «приборе на три буквы»- GPS, мы худо-бедно стали разбираться, то карта и компас – это вообще что-то непонятное и абсолютно космическое. А потеряться при этом в горах, наверное, гораздо легче. Один из организаторов этих соревнований предложил всем участникам привязать на шею колокольчики, чтобы нас было слышно, далеко ли мы ушли от маршрута.
Когда на утреннем брифинге перед гонкой я услышала слово « тригопункт», то подумала- «Кажется, пора сдаваться сразу. Карта, компас и тригопункт в одном флаконе» — мой мозг блондинки никак не мог с этим справиться….
Похожее состояние испытывали и другие участники этого действа, с удивлением вертя в руках карты и компасы. Да, в наш век технического прогресса, услышать, что нужно по карте что-то там измерять линейкой на компасе и отмечать миллиметры… Хорошо, что суть соревнований была не в скорости прохождения маршрута, а в точности нанесения контрольных точек на карту. Хотя, наш экипаж «Три блондинки» с удовольствием бы и погонял, вспоминая прошлое наше лучшее время соревнований. Какое счастье, что на этот раз не нужно было фотографировать контрольные точки. А то мы бы опять сделали что-нибудь не так.
Наше самое ценное приобретение экипажа — «блондинка» Дядя Женя Галант был настроен решительно – «Не выиграем, так хоть на природу полюбуемся…» А посмотреть, в свете дня, было на что… 3D аниматоры постарались на славу… + 25, яркое солнышко и голубое небо. Снег не пошел – ура!
Итак, наш экипаж выезжает со старта в 12-20 дня и тут же, через пару минут, мы садимся все в том же болоте, которое больше похоже просто на лужу грязи. В это время мимо нас спокойно проехала «Мачундра» Вовы по самому краю. Дарья вспоминает, что у нас же в Патруле есть дифлок, да и про то, что нужно включить хабы мы совсем забыли. Но это все уже не помогает, так как мы сидим очень хорошо. Радует одно — в этом болоте сидим не одни мы.
Минут через 15 нас выдергивает стропой Опенсон, мы выезжаем на плато и по совету организаторов начинаем искать азимут и внимательно рассматривать карту.
Первую точку нашли в 12-45, на ней стояло еще 2 машины, которые настоятельно посоветовали нам поставить подальше машину и выйти из нее, чтобы компас показывал, как можно точнее.
Кажется, это был первый и единственный раз, когда мы пользовались компасом… Дальше шли по карте, засекая по одометру километраж. На первой точке высота над уровнем моря была 2438 метров. Здесь же мы и устроили первую фотосессию.
Точка номер два. 12-57. Огромное поле с цветами плавно переходило с горы, поросшие высокими елями. Какое тут было смешение цветов и красок…
В 13-20 мы подъехали к лесу и убедились по карте, что должны пересечь реку. И найти точку номер три. Очередная встреча с конкурентами на лифтованном Ниссане, точка отмечена на карте и снова в путь – по камням. От горной речки, которая и становится внизу знаменитым водопадом, дорога пошла вверх. А солнце тем временем, скрылось в черных тучах. Неужели пойдет дождь?! Высота 2700.
Точка 4 найдена в 13-50, дорога резко поворачивает влево и идет вниз, затем снова наверх и мы выходим на высоту 2950, любуясь горами и мореными озерами, на которых гнездятся какие-то редкие утки с желтыми крыльями. Ехать быстро вовсе не хочется. Останавливаемся каждые 5 минут, чтобы впитать в себя всю эту красоту…
Минут через 10-15 доезжаем до болота, о котором нас предупреждали организаторы. С виду в жизни не подумаешь, что эта хорошенькая, разноцветная, уютная и мирная полянка, может на самом деле оказаться весьма коварной. Следы от машин уходят в разные стороны. Нет уж, мы пойдем своим путем! Выходим из машины, и пешком. По шатким кочкам идем осматриваться. В это время до нас доносится из рации чей-то вопль – «За нами не езжайте, мы уже поехали по чьим-то следам и хорошо сидим!!!» А мы по вашим и не собирались…
С разгону, на полном ходу Патрол, разбрызгивая грязь, легко перепрыгивает опасные участки болота, и по самому его краю выезжает на холм.
А болото на самом деле красивое – окруженное снежными горами, на которых видны рукава сошедших лавин. Верхушки гор теряются в облаках и тучах…
Красиво!
Едем искать точку шесть, которая оказывается возле того самого загадочного тригопункта. На залитой солнышком возвышенности вольготно расположились несколько болельщиков. Так не хотелось никуда уезжать… А ведь нас еще ждала точка номер семь, да и контрольное время прохождения трассы поджимало.
Уезжаем вниз с холма искать дорогу и последнюю точку. Опять попадаем в лес, снова пересекаем реку. Неожиданно находим точку … Лагерь!
А в нем идиллия – загорающие болельщики, готовящийся плов, холодное пиво… Жизнь хороша!
Когда чуть позже объявили результаты соревнований, мы были дико удивлены нашим 3 местом – мы ошиблись всего на 3 миллиметра на 1 точке!
Это можно расценивать, как чудо.
Чтобы не разглашать тайну нашего места, один из организаторов, Господин Уазик, заставил всех участников съесть карты на его глазах. Ведь мы хотим и на следующий год оказаться все в той же нетронутой местности…
Дорога домой была сложной и непростой – машины начали ломаться, приходилось останавливаться, думать, изобретать, ремонтировать. Да и погода начинала портиться, резко похолодало и подул сильный ветер. Все подумали, как хорошо, что мы успели спуститься до дождя, который настиг нас уже внизу…

Добавить комментарий