Первые соревнования «Автоледи» провел в 2001 году клуб «Off road». Трасса проходила по берегу озера Сайран и победителем в той гонке стала Тарасенко Елена. В 2005 и 2006 году подобные соревнования среди слабого пола не проводились, но в этом году клуб «» возобновил славную традицию и провел 23-24 июня соревнования по совершенно новой программе.
Нам предстояло пройти не только испытание бездорожьем, но и выучить историю родного города с момента его основания, ещё с тех самых пор пока он был городом «Верный» и повторить правила дорожного движения. Прочитав регламент и поняв, что гонка, по меньшей мере, жутко интересна, решили с Карбоном (Колокольников Юрий) непременно участвовать.
В экипаже первым пилотом обязательно должна быть барышня, а если и штурман будет девушка, то экипаж получает бонус в 25 очков. Старт был запланирован на 10 утра на берегу озера Сайран. Подъехав на старт, организаторы предложили мне сменить мою клубную майку проходимцев на ярко желтую майку с символикой соревнований и логотипом клуба организаторов, также обязательным условием было пройти всю гонку в защитных шлемах. Нас несколько смущало такое обстоятельство на первом этапе: носиться по городу на машинах-монстрах увешанных наклейками и в касках .
Первый этап соревнований входило отыскание объектов Вернинского периода, имеющих историческую ценность города. Перед стартом нам раздали письма, заранее подготовленные организаторами, с просьбой к руководству и охранным структурам о не препятствии делать видео и фотосъемку вверенных им объектов.
Со штурманом мне всегда везло, а в этот раз повезло вдвойне, поскольку папа Юры много лет работает гидом, и конечно информацией он был просто напичкан. Определив расположение нашего объекта, и вычислив его, сначала мы двинулись за вещами домой к Карбону, где я имела честь несколько минут пообщаться с интелегентнейшим Александром Евгеньевичем.
Юра у нас оказывается знаменитость : дедушка – Колокольников Евгений Михайлович один из основателей высотного альпинизма в Казахстане. Организатор первой спортивной, секции в казахстанском ДСО «Динамо». Одним из первых совешил более 20 восхождений на вершины Заилийского Алатау. Участвовал в создании первых казахстанских альпинистских лагерей «Цветмет» (ущелье Ср. Талгар) и «Альпийская роза» (ущелье Левый Талгар).
В 1935 организовал первую казахстанскую экспедицию в Центральный Тянь-Шань для разведки путей восхождения на высшую точку Казахстана — п. Хан-Тенгри (7010). В 1936 организовал экспедицию и успешно совершил восхождение на Хан-Тенгри, став первым казахстанским альпинистом-высотником и вторым покорителем этой вершины в истории советского альпинизма. В 1936 принимал участие в организации Республиканского Клуба Альпинистов и туристов вместе с В.Зиминым.
В 1949 организовал экспедицию в Ц. Тянь-Шань на п. Победы (7439). В 1953 руководил первой экспедицией казахстанских альпинистов на п. Мраморная стена (6400 м) (Тянь-Шань), а на следующий год — второй успешной экспедицией казахстанцев на Хан-Тенгри. В 1955 — организатор и руководитель экспедиции на п. Победы. С 1958 по 1965 и с 1972 по 1983 -член президиума федерации альпинизма СССР, Президент Федерации альпинизма Казахстана.
С 1963 — член Ассоциации шерпов в Гималаях. 1975-80 — пред. республиканского совета Всесоюзного комплекса ГТО. Участвовал в организациях спортивных, мероприятий в качестве художника, сценариста, постановщика. Автор символики более ста нагрудных спортивных знаков. В 1982 участвовал в подготовке первой советской экспедиции на Джомолунгму (Эверест).
Награжден орденами Красной Звезды (1942), Отечественной войны 2-й степени (1942, 1944), знаком «Отличник физической культуры СССР» (1949, 1973). В 1989 Республиканскому альпинистскому клубу присвоено имя Колокольникова.
Наверное эта тяга к приключениям, горам и полиграфии у Юры наследственная.
Время до финиша было всё-таки ограничено и хоть не хотелось покидать приятное общество Александра Евгеньевича, мы двинулись фотографировать наши объекты.
К первому объекту подлетели в 10:35, это был музей Олимпийских игр и спортивных достижений. Для меня было полным откровением, что во дворе здания стоит памятник национальной казахской игре «Асык». Помните в детстве маленькие асыки, а этот огромных размеров. Вылетаем из машины, я на ходу застегиваю шлем, а Юра с фотоаппаратом летит прям на середину перекрестка запечатлеть меня и здание для истории и судей . Нужно было видеть неподдельное удивление работяг на Сейфулина от всей этой картины.
В 10:40 подъехали к дому Головизина (Фурманова – Курмангазы, напротив здания посольств). Припарковаться вблизи здания невозможно – везде знаки запрета остановки и стоянки, проезжаем немного дальше и снова несемся к зданию, тут охранник без лишних слов с улыбкой показал нам лучшие ракурсы для фото и разрешил пройти во двор.
По дороге к финишу отзвонились судьям, они были на закупе продуктов питания и мы договорились встретиться в контрольное время на капчагайской трассе на выезде из города. На финише можно было заработать ещё несколько баллов, рассказав историю найденных объектов. И ещё 10 баллов в нашей корзине.
Старт следующего этапа был назначен на 17:00 в урочище «Писаные скалы» на р.Или. Поскольку времени было ещё много, мы решили навестить на Капчагае наших отдыхающих проходимцъев и провести время в их веселой компании. Часа в два мы въехали на песчаную косу и оказалось что грязевая резина ни в какую не хочет ехать по сыпучему песку. Роет и не едет на заднем приводе, пришлось подключить передок. Дело пошло лучше, но поведение пыжика на песочной резине и патруля на грязевой разительно отличается.
На пляже кучка «разложенцев» пребывала в добром расположении «духа» после бурной ночи, ожидая прибытия второй группы с рыбой, мангалами и новой порцией свежего пива. Из восторженных рассказов участников ночных приключений мы узнали, что сохнувшая в сторонке «черная каракатица» Воина использовалась в качестве пирса для ныряния. Её загнали в воду по самые стекла, поныряли и вытаскивали, связав три стропы.
В 15:20, накупавшись, мы с неохотой покинули прохоимцъев и двинули к старту второго этапа.
Степь даже летом может выглядеть завораживающе. Краски конечно не те что весной, когда цветут алые маки, зеленеет трава и распускаются нежно голубые полевые цветы. Зато по желто-черной равнине гуляют зловещие смерчи, пожухлая трава воспламеняется от любой искорки и огонь распространяется с невероятной быстротой, пожирая всё на своем пути и оставляя за собой черный безжизненный лунный пейзаж. Остановить кромку огня практически невозможно. Юра попытался затоптать огонь, но всё было тщетно.
55 минут в пути и мы уже в лагере организаторов. Трассу для триала опытнейший господин Тарасенко проложил за какой то час. И первое что мы увидели – были ворота на самой верхушки горки, который взять «в лоб» казалось невозможным. На склоне виднелись следы Вранглера, на котором прокладывали трассу и следы обрывались метрах в 10 от ворот – не доехал, порвал кардан.
После ознакомления трассы пешком, стартуем первыми. Однако не всё так просто: время пошло, а меня усаживают за стол перед судьей Мариной и она выдает 10 карточек с вопросами по ПДД. Уууупс!!! А мы и забыли об этом этапе гонки . Карточка – как перфокарта вставляется в маленький приборчик, выбираешь из нескольких вариантов правильный ответ и жмешь соответствующую кнопку, а Марина внимательно следит за загорающимися лампочками: зеленая – правильно, красная – соответственно нет. Чувствовала себя я примерно как на экзамене при поступлении в ВУЗ, откуда берется это странное волнение!?. Надо сказать, что при подготовке к этому испытанию эмоции у всех были примерно одинаковы, реплики примерно следующие: «Да ну!?!?! Ничего себе!!! Это что новое правило!?!?!? С ума сойти!!! Надо почаще заглядывать в правила!!!». 8 из 10 очков в нашу пользу. Прыгаю в машину и тапку в пол. Заранее посовещавшись со штурманом, решили не брать горку в лоб, и выбрали траекторию по более пологому склону, заскочили с относительной легкостью, на маленьком пятачке развернулись и взяли первые ворота. Оказалось — не так страшен черт, как мы его малюем.
С горки спустились в лёгкую, и внизу нас ждали двойные ворота буквой «Г» с горизонтальным вывешиванием. Юра посоветовал не рисковать и проходить их с разворотом в два приема. Через 50 метров змейка. Оказалось Патруль очень не поворотливая машина. Приходилось делать длинные дуги, чтоб попадать в ворота. Далее по трассе вешка слева на холме градусов 20 (хотя мне показалось все 40) и справа бетонный столб. Вот уж не хотелось на него лечь. Проехали ворота безопасно, резкий разворот на 180, ступенька вниз и канава, в которую мы уперлись бампером, пару раз пытались проехать её аккуратно, Юра даже вышел из машины и заводил меня по диагонали. В общем, на 3 раз я плюнула и вдавила тапочку. Патруль разбил препятствие защитой и выскочил. Финишировали.
За нами стартовал экипаж «Две Юлии»: пилот – Юля, и штурман – Юля. Девчонки, всем известно, отчаянные решили брать первые ворота в лоб. Места для разгона практически нет и им не хватило всего пары метров чтобы выскочить на верх. Начали сдавать вниз и оооо господи!!! Зачем Юля вывернула руль??? Скорость всё росла и ещё чуть-чуть и получилось бы несколько хороших кувырков. Мы значительно испугались от таких маневров на склоне. Хорошо что Юля успела выровнять машину и скатилась вниз.
Остальные участники соревнований трассу проходили очень аккуратно и грамотно.
После финиша последнего участника, мы решили вернуться на Капчагай к проходимцъам. Вечер был теплым, компания зажигала, рыба на решетках — просто восхитительной и водюличка — вкуснючей . Утром мы проснулись под низким свинцовым небом, маленькие чайки зависали на ветру у кромки воды и ныряли в воду без единой капли брызг. А нам ещё предстоял последний этап гонки на полигоне «Динамо».
Вешки для фигурного вождения были расставлены на асфальтовой площадке в абсолютно хаотическом порядке на наш взгляд. Фигуры, которые нам демонстрировал Гольф организаторов, показывая последовательность прохождения ворот, были замысловаты, и нам никак не удавалось даже примерно определить рисунок трассы. Напряжение нарастало во всех экипажах. Только после того как судья провел нас по трассе пешком, только после того как мы несколько раз пробежали её как цыплята в желтых маячках за наседкой – судьей, после того только как несколько раз прорисовали на бумаге схему движения, мы поняли что такое «Мальтийский крест».
На выпуске – судья Александр Фролов (механик сборной КазСССР и теперь Казахстана по автомобильному спорту), время фиксировал Владимир Ефграфьев – неоднократный чемпион Казахстана по автогонкам, ветеран автомобильного спорта.
Стартовали мы снова первыми. Старт по светофору с автоматическим запуском секундомера. Легко прошли несложную змейку, коридор из баллонов, несколько ворот и въехали на «Мальтийский крест». Я умудрилась все-таки перепутать последовательность прохождения восьмерок, и нам не зачли всю фигуру. Далее выскочили на грунтовый отрезок трассы с двумя виражами пятой категории сложности и трамплином. Мне показалось, что скорость у нас была приличной, и не беда что потеряли баллы за фигуру. Остальные участники тоже замечательно проходили трассу на хорошей скорости и почти профессионально крутили руль.
Хоть нам и показалось что мы крутые джиперы и грунтовка это совершеннейшая попса в отличие от движения по асфальту, и мы давили тапку в пол на привычном нам грунте… оказалось зря так думали. Машину FreeW-ов на сложном повороте выбросило с трассы и она врезалась в столб. Столб упал, а у пыжика чуток погнулась защита. Вот такое вот коварное папсовое бездорожье.
Церемония награждения прошла в теплой обстановке. Призы от спонсоров приятно удивляли. Фотоаппараты, сертификаты на покупку сантехники в лучшем салоне города, путевки на экскурсии от туристического агентства. И самое приятное – медали специально изготовленные для «Леди 4-WD».