Главная / Путешествия / 17.12.2007 — Экспедиция по юго-западу Казахстана

17.12.2007 — Экспедиция по юго-западу Казахстана

  Подробный отчёт об экспедиции по юго-западу Казахстана, состоявшейся в самом конце 2007 года, составил его участник, представитель актива клуба ПроходимецЪ, Олег Петрович.
Состав экспедиции:
WWS (Владимир) + Бригадир (Серик) + Денис
Хирург (Артем) + Луноход (Михаил)
Маке + Игилик
Petrovich (Олег) + Джоха (Арман)

Продолжительность – 13 суток.
Общий пробег по GPS – 4624км.

 

 

Предисловие

 

сборы

Идея захватила сразу. Денежный вопрос не поднимался. Интерес состоял из:
— маршрута;
— ландшафтных условий: плоскогорье, перевалы, пески, овраги, реки, промоины, солончаки т.е. полный набор приключений;
— климатической зоны;
— времени года;
— продолжительности экспедиции.
Опрос бывалых людей убедил в необходимости отнестись к подготовке всерьез. Подготовка машин заняла около 3-х дней (у меня столько). Были установлены грелки. Большая часть времени ушла на подбор карт, привязку, облет в гуглях (ни фига не успел), изучение рельефных и почвенных легенд, разработку графика движения, альтернативных проходов перевалов, расчет топлива и воды. Вопрос планирования питания был отдан археологам. Возникающие вопросы решались оперативно. Короче, подготовка была напряженной, но не напряжной. Неопределенности разрешались оперативно и с учетом мнения обеих сторон. Общались конструктивно и легко. В общем, при первой встрече был найден общий язык и все пошло на лад. Диспетчером в Алмате согласился был Gerry. За пару часов до выезда отправляю ему на все ящики наипоследнюю версию маршрутов, треков, графиков и т.д.

 

 

1-й день или «Хотел приключений — Их есть у меня»(с)

 

Старт экспедиции состоялся 5-го декабря 2007 года в 5:00. Точкой сбора выбрана Бишкекская трасса, поворот на Калкаман. Все прибывают вовремя и мы знакомимся с четвертым экипажем на 78-м прадике. Это экипаж экологов. Удача была на нашей стороне, т.к. наши новые знакомые планировали ехать на делике-булке, но успели подготовить прадика и поехали на нем. О том НАСКОЛЬКО нам повезло мы поняли гораздо позже.) Экологи по началу отставали из-за поисков работающей в столь раннее время заправки “Гелиос”. У них имелись талоны на топливо от “Гелиос”. После того как мы выдали им потаскушку, все наладилось и стройная колонна отправилась в неизвестность, над которой сгущался грозовой фронт. Предвкушая приключения, дорога быстро стелилась под “мудтерейны”, что собственно и обошлось в 9000 т. 4000 – я и 5000 – Маке (эколог). После отеческого наставления от инспектора ГАИ об опасных местах и следующих постах я вновь становлюсь злостным нарушителем, объехав практически стоящий камаз по обочине. Мой маневр, по видимому, настолько обидел гаишника, двигающегося в попутном направлении, что на мой аргумент о стоящем камазе и рациональности его объезда справа, он парировал так: — “Я что лох тебя здесь стоять и ждать!”. Это происходило на следующем посту ГАИ, где он меня дождался и приказал постовым меня оформить. Трата его драгоценного времени была оценена в 3000 т. Грозовой фронт был теперь не только на небе, но и в душе. По возможности соблюдая правила движения в виде ограничения 50 км/час без каких-либо на это причин, прибываем по расписанию в пос. Шаулдер на археологическую базу. Снимаем стресс, затем для аппетита, затем ужин. Сделав попытку выйти в интернет и нацарапать отчет, понимаю, что бессонная неделя подготовки берет своё и я сдаюсь в объятья сна.

 

 

2-й день или «Не расслабляйся, мы еще огого как умеем»

 

 Планы на этот день обсуждались весь первый день. Мой попутчик “Джоха” просто настоящий кладезь информации об истории, легендах и обычаях древних народов и настолько заинтриговал меня своими рассказами, что срыв графика движения был отодвинут на самый задний план желанием посетить находящиеся по пути памятники. Что и было сделано. Посетили мавзолеи Арыстан баб, Ходжа Ахмед Яссави,  музей при мавзолее Яссави с захватывающими комментарии практикующих археологов. Следующим пунктом “культурной” программы был обед туркестанским шашлыком. К сожаленью в период отсутствия паломников, шашлык бывает только вечером. После Туркестана трасса ухудшилась, но километров через 30-ть стала вполне сносной. В отличии от асфальта инспекторы ГАИ не изменились. По прежнему останавливают все и везде. На стационарных постах — регистрация и допрос с пристрастием, на дороге — судорожные потуги инспекторов выудить деньги. День неудачный для гаишников, деньги при нас, мы победили! Буквально “офигев” от выходок местных водителей и поняв, что на дороге нужно боятся и шарахаться буквально от всех, добираемся до Кзылорды.
Ужинаем со стопроцентной предоплатой, смотрим шоу о местных традициях отмечания юбилеев разных возрастных категорий. Оглохшие от тостов, застольных песен и громоподобной музыки, играющей почему-то в момент произнесения тостов, заливаем полные баки + 5-ть канистр на каждую машину и выдвигаемся в направлении Кумколь. Вот тут гаишники берут верх и после фразы : — “Тонировка есть? Я такой, я сказал, я сделал!”, представитель Госавтоинспекции в полнейшей темноте идет проводить анализ светопропускания стекол на наших авто. После второй машины его ум все же делает очевидный вывод, что затея безуспешная. Начинается допрос о пассажирах в машинах, он прерывается сообщением второго инспектора о сомнении в сроке действия страховки Хирурга. Ситуация с пассажирами мгновенно разъясняется и сотрудники автоинспекции получают вожделенные 3000 от Хирурга. Увы автоинспекция у нас на уровне, мы опять биты. Пока гаишники выполняли свой служебный долг, мужичок на грязном сюрфе достает настолько, что мы уже согласны продать ему любой из наших джипов по его выбору только бы он отстал. Тем не менее из приставучего мужичка удается выудить полезную информацию о дороге на Кумколь. Оказывается, она построена и более того асфальтированная, лишь последние 70 км. нет асфальта и там полное бездорожье.
Огорченные откладывающимся пивом и пустыней “шарашим” по идеальному асфальту, а потом по идеальной гравийке, которая даст фору, пожалуй, большинству трасс республиканского значения. Вокруг море огней, острова нефтяных факелов, освещающих низкое, посыпающее нас снежком небо. Почему-то вспомнился сюжет из “Властелина колец”, когда показывают огнедышащее производство злых сил. Масштабы впечатляют, сколько хватает глаз во все стороны огни и факелы. Тяжелое небо, освещенное снизу, отражает изнасилованную пустыню пытающуюся спастись на небе, а ослепшее от факелов небо, пытается из последних сил разглядеть хоть какие-нибудь звезды…
Пообщавшись с представителями секьюрити месторождения и предъявив сопроводительные бумаги, получаем разрешение на всё, даже на разведение костров на нефтепроводе. Ну что же, гостиниц нет, вот она, долгожданная пустыня. Время 2:30, костер, снимаем стресс, затем для аппетита, затем ужин и сон.

 


3-й день или «Чем больше хочешь, тем меньше получишь»

 

Утро порадовало солнышком. Температура -8. Небо ясное. Но полная идиллия бывает только в рекламе. Студеный ветер пронизывает всё, любую одежду. Единственное спасение – машина с задраенными стеклами. Приоткрываешь любые два окна и волосы шевелятся на голове. Начинаем движение в 9:45. Завтракать не хочется, любопытство гонит вперед. Информация о маршруте представляет собой кучу цифр, из которой непонятно как нужно выудить координаты в непонятно какой системе. Про систему то известно, но настораживает тот факт, что люди, предоставившие нам информацию ни за что не ручаются.
— Маркеры, вешки, колышки на маршруте есть, что-нибудь установлено исследователями?
— Да!… Ну кажется должны быть.
— Как выглядят?
— ХЗ.
И так по любому вопросу.
 Михаил (археолог), обратившись неизвестно к каким силам и ноутбуку, после достаточно продолжительного времени неуверенным голосом сообщает координаты точки откуда начнется исследование. Рвем туда. Вокруг уйма всякого вида вешек, кольев, дрынов, битых в землю. Находим вроде бы нашу вешку. Запечатлеваем как она выглядит, степень “ржавости”, высоту, материал и т.д. дабы легче опознавать последующие. Следующая через километр. Двигаем туда. Через километр выясняется, что один и тот же азимут может иметь разные направления), это разводит наши авто на несколько сот метров.  Колеса погружаются в красноватую глину с мелким гравием на 15-20 см. 35-е колеса дают мне преимущество и колонна отстает. Вот я вижу что-то похожее на вешку. Точно! Она! Пропускаю её между колес и она прячется под лебедкой, передаю по рации, что нахожусь на точке, но вешки нет. Подтягивается колонна, Михаил, раздавленный неудачей, вновь погружается в ноутбук. Народ достает бинокли и тщательно разглядывает местность. Тяжелое молчание. Игилик, который эколог и водитель 78-го прадика, безмятежно в который раз разглядывает устройство моего авто. Осматривает кенгурин, лебедку, переднюю подвеску и ОПА, находит спрятанную вешку. Радости нет предела, все смеются до слез. Итак, ребус проектной документации решен! Механизм вычисления координат работает! Михаил корректирует маршрут и мы воодушевленные двигаемся дальше.
Местность пустая, чахлые кустики, клочки снега в промоинах. Почва чем-то напоминает моренные озера. Мягкая красная глина с гравием. Переходим на понижайки, так как автоматы сигнализируют о перегреве. Перерасход топлива 30%. Понимаем, что запланированные 110 км. мы пройти не успеем. К тому же впереди перевал. Не хочется думать о том как мы будем подниматься в горы по такой почве.
Археологи находят несколько памятников, описывают их скрюченными пальцами, но держатся стойко. Хочется отметить обувь археологов. В магазине Лимпопо ими были куплены ботинки “Комбат”, представляющие собой резиновый ботинок с тряпичным голенищем, внутрь которого вставлен съемный овчинный сапожок. Так вот, когда после очередного описания они садились с замершими ногами в машину и разувались, то сапожок был заиндевевший. В общем, не для серьезного мороза.
К вечеру подходим к спуску с перевала. Красивые горы, разукрашенные в красные, зеленые и белые полосы со сверкающими в заходящем солнце минералами слюды. Холодает, хочется костер и кушать. Характер работы археологов позволял двигаться и соответственно проводить исследование маршрута только в светлое время, поэтому быстро спускаемся с перевала и насколько позволяет местность шарашим к кажущимся в дали кустам, чтобы вечером были дрова. Увы, сумерки обманчивы, кустов нет, костра не будет. Разбиваем лагерь, готовим ужин, корректируем график, снимаем стресс, для аппетита, за мой розыгрыш, ужин, сон.

 

 

 

 

4-й день или “Яркие впечатления из богом забытого места”

 

 

 За бортом -10. Всё тот же ветер. Всё та же рыхлая, липкая глина, холмы, овраги и промоины.
— Кто имеет визуальный контакт с Маке? Спрашиваю я в рацию. Экипажи докладывают, что давно не видели. Прерываю перекур в ожидании колонны, говорю, чтобы продолжали движение, и двигаюсь назад. Постоянно вызываю по радио Маке. У Маке потаскушка и он меня вероятнее всего слышит, а вот я его нет(. Через километра 1.5-2 появляются хрипы в станции, ускоряемся и на очередном холме появляется уверенная связь. Маке сообщает, что повисли в промоине, копают. Шли по следам WWS (Володя, Паджеро 2.8 МудТэррэин). WWS еще тот пилот, умудряется пройти, причем без потерь, там, где многие просто раскладываются или садятся.  Нахожу следы, иду по ним. Почва на редкость вязкая и мягкая. Машина проваливается просто стоя на ней с работающим двигателем. В той местности повсюду видны трещины в земле, как на медленно сползающем оползне. Я думаю, это из-за нефтедобычи. Наряду с качалками, есть скважины, дающие по 6000 куб.м. нефти в сутки самотеком. Видимо земля проседает или еще что-то. Ковыряться в такой почве неприятно, руки после отшелушивания грязи остаются масленными. Как-будто все пропитано нефтью. Растительность отсутствует полностью. Какой-то неземной пейзаж. Вспомнились всякие фантастические фильмы про другие планеты и инопланетные чудовища. Но несмолкаемый треп по радио удерживает мозг от излишних фантазий. Ну вот я докопался до Маке. Именно докопался, Потому как даже 35 тапки умудряются проваливаться на 20-25 см. Представляю делику-булку здесь, это было бы еще то приключение. Останавливаться страшно, потому что еле тронулся после остановки на холме, когда связывался с Маке. Впереди две промоины, между ними твердая земля. Спешно отыскиваю проход через первую промоину и останавливаюсь на тверди. Маке висит на задке, задние колеса болтаются в воздухе. Передние размесили грунт в грязь. Если бы он не зацепился задком, то его ОллТэррэин + лифт справился бы. Но увы, ход задней подвески уже выбран. Глина, растоптанная ногами, превратилась в липкую жижу. (До сих пор коврики в красных пятнах). Игилик, с невозмутимым лицом, достает свадебную ленту с крюками и засада. Передние проушины отсутствуют. Оборачиваем вокруг рамы это украшение, даю натяг и вновь лезем в грязь украшать прадика. Теперь не рвется, добавляю тяги и Прадик свободен. Колонна ушла на 7-8 км. Недалеко дорога. Там много гравиек, причем с дорожными знаками, и самое удивительное, что водители безукоризненно соблюдают правила.  Мы по дорогам не едем, легких путей не ищем). Нам нужно двигаться строго по маршруту и обследовать территорию 200 м. слева и 200 м. справа. Периодически, я назю археологов, что в случае сложного участка им придется пройти километров 15-20 пешком. Они свято верят, что мы так и сделаем. Эх, наивность. Итак, дабы нагнать колонну, доходим до гравийки и летим под 90 км/час. Давно забытое ощущение. Выходим на маршрут перед колонной и вновь натужный вой движков, доставший скрежет багажника и остановки для фиксации находок. За день пройдено 80 км. со средней скоростью 11км/час (с учетом остановок). Во время одной из остановок, пока археологи собирают керамику, отщепы и обломки каменных орудий (странно, но всё это найдено в одном месте) обследую багажник. Появился громкий стук. Замечаю, что задние крепления багажника (у меня их 6-ть) треснули на 90%, а переднее правое отломилось полностью, средние треснули на 50%. Недалеко видна скважина. Тащимся с Джохой туда, просим у ребят проволоку. Они отвечают, что если проволока и есть, то за дизельной станцией на земле. Едем туда и “О Провиденье!” находим полметра вязкой тройки. Экономно расходуя проволоку ремонтирую крепление. Надо отметить тот факт, что не смотря на всю техногенность той местности, нефтяники не засрали её. нигде не валяются болты, железяки, трубы или прочий хлам. Хоть и редко, но встречаются следы сайги и волка. Часто попадаются лисицы. Местность холмистая, но без ярко выраженных гор. Растительность, как я уже говорил, практически отсутствует. Любое возвышение несет на себе гнездо. Гнезда большие, хищных птиц. Вокруг одного из таких гнезд набираем целый ворох сухих дров для костра. К вечеру местность повышается, появляется ковыль и трава. Поддерживать хорошую скорость не получается из-за скрытых в ковыле промоин. Перескакивая с островка на островок низкой травы, где просматривается грунт, проходим достаточно быстро большой участок. Начинают попадаться маленькие островки саксаула, это укрепляет надежду на вечерний костер и тепло. Смеркается. Останавливаемся возле островка саксаула, быстро ломаю его машиной и наконец костер, тепло, беседа. Снимаем стресс, затем для аппетита, затем за зачетные находки археологов, потом ужин и спать.

 

 

 

5-й день или “Не помню, откуда помню” (с) “Кровосток”

 

 

 Археологи в это утро вышли из палатки посыпанные снегом и посиневшие от мороза. Кто-то ночью неплотно закрыл палатку, и иней засыпал их, едва они зашевелились. Соответственно сложить палатку было практически невозможно, но в конце концов, когда палатка оказалась в чехле, от замерших валил пар. До этого момента лагерь обычно выглядел так: Паджерик Хирурга стоял боком к ветру; WWS и я образовывали ножки буквы “П”; между машинами стояла палатка; за палаткой стол; далее костер. От ветра лагерь закрывал большой баннер, укрывавший машины и щели между ними. Экологи стояли где-нибудь рядом. Они, как и мы, спали в машине, но правда без “актив вакэйшена”. Хм… может быть поэтому Маке всегда вставал так рано?) Ночевать в машине как обычно тепло и уютно. Маке, сетуя на то, что вечером непредусмотрительно сожгли весь запас саксаула, готовил чай. По лицам археологов мы (WWS, Хирург и я) поняли, что пора сделать им сюрприз, а именно предложить следующую ночевку в машинах. Этот вариант мы обсудили еще в Алматы, но дабы не обломать кайф императору (археологам), дали возможность им проникнуться бодрящим морозом, ежедневной установкой палатки и собиранием раскладушек. Больше им не понадобилась палата и раскладушки, правда и спать мы стали все меньше и меньше… Завтрак, раскачка и поехали.
Я постоянно отстаю. Достал багажник, крепления отломились все и полностью, он падает с бока на бок. Выливаю 4-ре канистры в бак, итого на багажнике имею 4-ре пустые канистры, два запасных амортизатора, два баннера, два чайника и несколько китайских тентов. Все вроде легкое, но “такелажки”, натянутые с боку на бок, по прежнему рвутся. Все же нахожу вариант крепления, когда они рвутся реже, и начинаю постепенно догонять колонну. По рации сводка с поля боя: “ – Внимание! Промоина!”, “ – Внимание! Обрыв в овраге!”, “ — Внимание! Дорога поперек!”. Все признаки цивилизации исчезли. Ни огней, ни траншей, ни насыпей, тянущихся на десятки километров поперек маршрута. Попадаются только поперечные грунтовые дороги с очень глубокой колеёй. В очередной раз, сползая попой с края дороги, вспоминаю делику. Слава богу она не с нами. Джоха, отмечающий каким-нибудь возгласом и сочувственным взглядом каждое касание корпусом авто грунта, привыкает к этому и уже считает это нормой. Снег начинает преобладать над открытой почвой. Чаще попадаются участки песка с небольшими барханчиками, буквально вытоптанные сайгой. Попадаются следы зайца. Полудикие стада верблюдов с удивлением провожают нас взглядом. Верблюды двугорбые, огромные. Настолько, что голова вожака находится над моим багажником. Устраиваем фотосессию, близко подъезжать опасаемся, стадо прячется за вожака, а тот, похоже, не из пугливых. Спать в машине с выбитым стеклом – перспектива не фонтан. Снега и песков все больше. Барханы все выше, машины все реже выныривают из песочных волн. Игилик (эколог) после тест-драйва на моей машине (а я на его) поверил в прадика и перестал отставать, идет как верблюжонок на привязи. Скорость выше расчетной. Археологии в песках нет и соответственно остановок тоже. Перевыполняем суточный план, но все же имеем отставание на сутки. Песок промерзший, твердый как бетон. Этот факт доходит до меня, когда сажусь брюхом на верхушку бархана, которую хотел сбить траверсой автомата, карабкаюсь на малом газу, уф, переполз. Тактику пришлось поменять и, натирая руль до блеска, рулим между барханами. Они все выше. Вешек давно нет, хотя идем по маршруту. Михаил (археолог) перепроверяет документацию и дает подтверждение, что все нормально, мы на маршруте, вешки должны быть. Ранее, на более плоской местности попадались следы от машин изыскателей, геологов, геодезистов, тех, кто ставил эти вешки. Были замечены следы джипа тщательно объезжавшего все кустики и поэтому постоянно куда-то уводящие, следы 131-го или Урала, более менее ровные, а так же следы любимого нами колесного трактора, следы которого петляли меньше всех и были неплохим ориентиром. Теперь все следы пропали. Как мы позже заметили, мужики не стали напрягаться и объезжали пески по дорогам. Если получалось попасть на дорогу, ведущую сквозь пески, они заходили и ставили пару вешек с обоих сторон дороги. Затем вновь уходили из песков до следующей подходящей дороги.
 Будучи еще на месторождениях на вопрос секьюрити, чем они могут нам помочь, мы ответили — топливом! Но у них весь автопарк бензиновый и они посоветовали обратится в парки нефтевозов, там типа есть заправки. Дело было днем, а эти заправки работают только вечером. Еще они предупредили, что есть “солярочники”. С ними в контакт не вступать, они очень агресивные и в случае проблем сразу звонить охране, чтобы она нас спасала. До этого момента мы никого не встречали кроме чабана, зимовье которого посреди пустыни и попадает под снос! Он находится рядом с маршрутом. Так вот, попадается раскатанная грунтовка в попутном направлении, слегка уходящая на юг, решаем воспользоваться ею, так как в песках археологии нет и можно просмотреть местность с дороги. Шарашим по ней, примыкает еще более раскатанная грунтовка, по которой что-то тащили волоком. Делаем предположение, что тащили какую-то цистерну, вспоминаем про предупреждение службы охраны, но вроде как уже далеко от месторождений. Маловероятно, что здесь могут быть солярочники. Выскочив за очередной бархан тормозим. Перед нами долина. В середине виден заброшенный животноводческий комплекс, несколько разрушенных зданий и какое-то строение напоминающее въезд в подземное хранилище. Разглядываем в бинокли, людей не видно, но почему-то страшно не хочется приближаться. Шутим по поводу службы охраны и солярочников, как кто кого переедет и т.д.. Дошутиваемся до наличия у них снайперского оружия и как-то одновременно поворачиваем в барханы и валим. В общем-то уже пора вставать на лагерь, но уходим подальше. Смеркается, за бортом -18, долго как кошка выбираем место для ночлега. Не зря, в лагере всего -10. Баннеры не нужны, от ветра прикрывает бархан и машина Хирурга. Археологи решают спать в палатке. Горы саксаула, пионерский костер, затем снимаем стресс, затем для аппетита, потом ужин и спать.

 

 

6-й день или “Просто пустыня”

 

 

 Выспались ништяк. Позавтракали заебурихой и чаем. Впервые достали к чаю печенье. Выдвинулись. Пески и пески кругом. Видим несколько зайцев, но взять не можем — местность абсолютно непригодная для быстрой езды. Отламывается стойка заднего стабилизатора поперечной устойчивости. Отламывается по заводской контактной сварке. Вторая уже обваренная держит. До 13:45 идем без остановок. Замечаем кладбище в исследуемой зоне. При близком рассмотрении оказывается, что последнее захоронение было в 1959 году а первое еще при царе горохе. Самая западная могила очень древняя. На многих могилах столбы с арабской вязью. Археологи описывают, фотографируют, снимают координаты границ захоронения. Подобных захоронений было много, но это довольно большое.
Идем дальше. Кругом снег, толщина около 10-15 см. Все как в климатической легенде карты Скорость падает до 2-5 км/час. Местность сильно пересеченная. Кругом песок, иногда попадаются попутные дороги. Т.к. в плане археологии местность бесперспективная, пользуемся дорогами по мере возможности. Скорость вырастает до 20-25 км/час. Попадается много брошенных зимовий, колодцев. Колодцы классические, полностью разрушенные, но некоторые не заилило и есть вода. Поражает, сколько денег вбито в эту мощнейшую инфраструктуру. К каждой кошаре шла ЛЭП и дороги, колодцы также все электрофицированные. Такое количество денег закопать в песок мог только Советский Союз. Встречаем около 2-3 обжитых зимовий. Основной вид скота – верблюды и коровы. Люди неконтактные. Как правило, в Алматинской области подъезжаешь к чабану, он выходит на встречу, здороваешься, общаешься, угостишь чем-нибудь. чабан всегда пригласит на чай. Здесь это скорее исключение, чем правило. Навстречу не выходят, на приветствие не отвечают. Подбегают только дети, родители стараются сразу отозвать детей. Странно. Может быть мы выглядели так пугающе? После 17:00 местность меняется. Барханы из достаточно пологих превращаются в пирамидовидные, стенки кочковатые, ходом брать трудно. Машина скачет и теряет скорость. Благо песок промерзший и колеса, докопавшись до него, нормально тянут. Остановились на санитарную остановку, слышим выстрелы, бьют из полуавтомата. Повсюду следы сайги, зайца, верблюдов и волка.
Встречаем уазик идущий наперерез нам. Я разряжаю ружьё и убираю его в чехол. Мало ли кто это. Уазик останавливается на почтительном расстоянии и пропускает нас. Колонна проходит. Я останавливаюсь и в бинокль пытаюсь разглядеть кто это и что это. Уазик начинает движение, я еду к нему, он вновь останавливается. В видавшем виды и утепленном толстой кошмой уазике два человека. Неохотно вступая в разговор, сообщают, что ищут верблюда. Хитро улыбаются. Задние сидения завалены тряпками. Больше ничего выяснить не удаётся и мы с Джохой догоняем колонну.
В 3-х километрах от трассы Аральск-Аралсульфат натыкаемся на раскатанную грунтовку, уходим по ней до Аралсульфата. Там ближайший железнодорожный переезд. Небольшой рабочий поселок Аралсульфат стоит на берегу соленого озера Жаксы-Кылыш. За бортом -20, а оно незамершее — либо такое соленое, либо такое загрязненное. Асфальт встречает нас зеркальным гололедом. Скорость движения не выше, чем по пустыне. В 19:10 въезжаем в Аральск. По плану дозаправка, пополнение запаса продуктов и воды. Решаем также глянуть гостиницу, по дороге натыкаемся на кафе, паркуемся. Интересно, каждый магазин или кафе имеют тамбур, иначе видно тепло не сохранить. Два сотрудника полиции старшина и капитан любезно соглашаются подежурить возле машин, пока кушаем. Огромное им спасибо. Это было очень актуально, т.к. местное население проявляло неподдельный интерес к машинам и нам. Во время ужина Маке сообщает нам, что у него здесь старинный близкий друг, и он с удовольствием примет нас на ночлег. Предвкушая тепло и отдых, едем к нему. Он в Аральске всего три месяца. Дети в Алматы. В связи с тем, что уровень Аральского моря повышается и увеличивается количество промысловой рыбы, наши с корейцами строят большой рыбоперерабатывающий комбинат. Ему предложили здесь должность. По словам Елмурата (хозяина) видовой состав рыбы такой же как и в Балхаше. Огромное ему спасибо за гостеприимство, это был не последний визит к нему. На улице очень холодно, точную температуру не помню, но ниже двадцати, ветер. WWS и Хирург решают не глушить машины, а с моей провести эксперимент. Мою машину ставим на сквозняк между домами, в баке около 10 литров кзылординской сильно воняющей бензином соляры с Гелиоса + антигель. Хотим проверить — замерзнет или нет за ночь. Если замерзнет, то проверить эффективность подогревателей. Перед поездкой были установлены погружной, ленточный и бандажный подогреватель. Дальше теплая комната, гостеприимный хозяин. На столе появляются напитки, чай и сладости. Затем снимаем стресс, затем за гостеприимного хозяина и спать.

 

7-й день или “Длинный день”

 

 

 Утром завтрак со сладостями. Хозяйка, с материнской заботой, кормит нас и после не долгих сборов выходим во двор. Я естественно забываю про эксперимент и тупо по летнему завожу машину. Она заводится как летом и никаких проблем. То ли бензина в соляре много, то ли антигель Ликви Молли такой эффективный. Дозаправка топливом и водой. Продуктов еще хватает. Выезжаем на объездную, простенькая вывеска – Самара – Чимкент. За ней кладбище с надписью на заборе про память и счастливого пути.
Встаем на маршрут. Потеплело, -16. Всё в снегу. Ландшафт радикально изменился. Плоскогорье, покрытое снегом и ковылем, щекотящим брюшки наших авто. Идем налегке, топливо только в баках + страховочная канистра с теплой солярой в салоне. Появились следы любимого трактора. Пошутим, что если он здесь прошел, то засад не будет, мы быстро выполним норму и поохотимся, соскучились по свежему мясу. В прошлый день суточная норма была перевыполнена, но надежда на гостиницу и теплый душ пересилила желание поохотится, поэтому шли до Аральска. Сегодня нам не светит ни гостиница, ни кафе и шансы на охоту весьма велики. Археологи машинально фиксируют встреченные курганы и вешки. Осознание, что самая сложная половина пути пройдена, придает людям спокойствие и расслабленность. В 13:30 на пути встают болота, трясемся по шишкам, углубляемся дальше, выходим на лед. Гоним с болотца на болотце. Красота, позади машины клубы снежной пыли. Эффектные виражи Следопыта достойны съемки, снимаем. Так же снимаем мой неуклюжий вальс прадика на льду. Местами лед слабый и машины проваливаются, но не сильно, под льдом мягкий не замерзший солончак. Накружившись по льду, проходим разъезд Саксаульский. Название не соответствует растительности. Саксаула нет и в помине, видать уже давно вырублен жителями. Поселок достаточно большой, есть кафешки и заправка. Этот поселок – конечная точка дороги идущей от Аральска. Дорога в общем в неплохом состоянии, но комфортнее двигаться по попутным грунтовкам. Нам в поселок не надо, и мы радостно отдаляемся от любопытных жителей. Снега все больше, толщина варьируется от 5 до 50 см. за каждым кустиком слежавшийся снежный нанос.
И наконец, маршрут предоставленный первым заказчиком пройден! Предпоследняя вешка с номером 002, оказавшаяся последней, потому что 001 кто-то украл, и первая часть маршрута пройдена. Фактический пробег на этот момент составлял для моей машины 2144 км. Для Следопыта по более, он ездил зигзагами от кургана к кургану. Засада, но второй заказчик что-то намудрил с координатами и два маршрута вместо того, чтобы стыковаться расходятся в точке соединения на 7 км. Решаем идти на следующую точку второй половины, потому что первая точка нового маршрута подозрительно смещена на север. Для этого обходим горы. Красивое урочище с озерцами и множеством промоин или рукавов какой- то речки. Воды под льдом нет, чаще даже льда нет. Берега обрывистые, все занесено снегом. Первым садится Хирург. Наст проломился, и машина накренившись провалилась левой стороной в промоину. Немного подвигавшись примерзла. Вспоминаем, что лучшие штурмана – археологи, и подсказками подбадриваем Михаила (Луноход) на откапывание машины. Он делает несколько бесполезных кругов вокруг машины, бесполезных потому, что у него в руках не было даже бубна и замерзший садится в машину, не откликаясь на наши призывы. Цепляю Хирурга, тягой не идет, небольшой рывок и он выкарабкивается. Я выбираю на мой взгляд удачное место для форсирования следующего русла, но цвет снега оказывается обманчивым. Это просто песок нанесло на снежный занос и под крики Джохи “сюда нельзя!” проваливаюсь передком, удар не сильный, но ощутимый. Джоха нервничает, напоминает, что мы в экспедиции, а не на покатушках. На мои аргументы, “ — сейчас достанем машину”, не реагирует и обреченно отходит в сторону. Шаклы прикручены к передним проушинам, передок машины под снегом на земле. Со стороны выглядит серьезно. Кричу в рацию Следопыта, чтоб привез шаклы. Он отвечает, что сейчас подвезет и мгновенье спустя, говорит, что сел. Крепим стропу с помощью баллонного ключа и тянем, не идет, после рывка машина свободна. Следопыт до того как сел, успел перемахнуть несколько промоин и сидит в 200 м. от меня. Пробираюсь до него, сажусь, разбивая колею все же выбираюсь из очередного русла. За мной идет Хирург, садится в моей колее. Колеса у него всего 33”. Быстро выдергиваю Хирурга, завожу Игилика. Прадик Игилика ходом допрыгивает до середины русла, проваливается, но каким-то чудом выкарабкивается сам. Аплодисменты Игилику. Еще одно русло и мы цепляем Следопыта. Он уже основательно примерз к насту. Срываю его с третьего крепкого рывка. Джоха проводит разъяснительную работу о первостепенности задач экспедиции, и мы аккуратно выбираемся на равнину подальше от гор. Неплохо размялись и согрелись.
 Подворачивается занесенная снегом грунтовка в нужном направлении, поднимаемся в горы. Вешек нового маршрута нет. Ломаем голову. Предполагаем, что ошибка в координатах из-за смены листа карты и решаем идти до следующего пяти-километрового листа. Идем вдоль железной дороги. Ветер сильнее. В колее прекрасно читается протектор грузовика. Через пару сотен метров колея занесена полностью, затем после наноса вновь отчетливый протектор. Пробивать наносы все труднее. Поземка струится к заходящему солнцу, снег, закованный в наст, блестит в его красных лучах. Решаем идти до победного конца, то бишь, до пока не найдем хотя бы одну вешку. Стемнело.
Заяц! Заяц! Выхожу на него. Не пугаю. Он садится на землю и как ящерица закапывается в снег. Сказав Джохе не спускать с него глаз и говорить мне о его передвижениях выскакиваю из машины, чтобы достать ружьё. Оно в багажнике. Проклятье! Кто-то намотал прицепленную сзади стропу на лестницу и завязал узлом. Строя многоэтажные маты, разматываю этот замерзший Гордеев узел. Джоха кричит, что заяц встал и уходит, Следопыт и Хирург преследуют его. Достаю ружьё, бросаю его Джохе на зарядку. Догоняем зайца, никак не получается поставить машину на выстрел. Гоним довольно долго, но заяц скрывается в овраге. Потеряли!  Следов уйма распутать даже днем невозможно. Машины возвращаются на дорогу. В глазах Джохи пляшут чертики, “ — давай я за руль, а ты на стрелка, поищем зайца”. Шансов мало, но отказать не могу, искушение слишком велико. Предупреждаю Джоху, что надо держать равновесие машины как на велосипеде и он начинает рисовать круги круче матерого зайца. Колонна сообщает, что продолжает движение, мы отвечаем, что мы быстро. Кружим, кружим. Безрезультатно. Берем направление на поселок. Странно, но именно возле поселков зайцев больше). Перед нами овраг. Решаем обойти его с северо-востока, чтобы не заезжать в поселок с оружием. Овраг приводит к озеру. Огни разъезда красиво отражаются на льду. Обходим озеро, вновь заяц. Вперед! Джоха пару раз влетает в колею на нас летят вещи с багажника. Заяц ушел(. Перед нами берег озера, вовремя остановились. По рации прекрасно слышим переговоры в колонне, нас уже потеряли. Я до хрипа ору, что у нас все нормально, они не слышат. На ходу меняю тангенту, затем шнур, не помогает. Нас по-прежнему не слышат и Следопыт возвращается нас искать. Блин! Мы уже обошли озеро, приходится разворачиваться и идти на место где расстались. Хирург вовсю распекает нас за несознательность. Перезагружаю станцию – никакого результата, проверяю антенну, ура, вот причина. Наконечник катушки открутился и едва держится. повезло, что не потеряли штырь. Затягиваю пассатижами насколько могу и слава богу, Следопыт меня слышит! Докладываем ему где мы. Он, отругав нас, возвращается к колонне. Оказывается, они дошли уже до разъезда Копотай и между нами 10 км. Пока мы догоняем колонну, Следопыт загоняет зайца на… Нет, не на Маке с ружьем, как закономерно было бы предположить, а на снегозащитный щит. Тот, врезавшись в него на полном ходу, дико крутит глазами, пока Маке степенно берет его из 20-го калибра. В 23:00 достигаем разъезда Челкар. Находим кафешку. Местные со всего вокзала собираются возле машин и глазеют. Вроде все спокойно, заваливаемся в кафе и ужинаем. От Челкара, воспользовавшись дорогой на Талдыкум встаем на маршрут, находим вешку и все засыпают в машинах сидя. Мы с Джохой раскладываем АВ и, нарушая сложившуюся вечерную традицию, засыпаем как белые люди в теплой машине. На часах 2:00. Даже самый долгий и насыщенный день имеет своё завершение…

 

 

 

 

 

8-й день или “Короткий день”

 

 

 Проснулись в 9:00, Джоха раздал сухпай. Народ не выходя из машин тронулся в путь. Идем по вешкам. Равнина, видимость хорошая. Используем попутные дороги, с которых просматривается маршрут и въезжаем в Каир. Опешившие от заводского указателя начинаем фантазировать об искривлении пространства и ласковом египетском тепле. Домики с плоскими крышами дополняют наши фантазии о Египте. Но за окном авто белоснежная равнина, поземка и -21. Дороги уводят в на северо-восток и мы возвращаемся на маршрут. Натыкаемся на правильную цепочку курганов, чуть дальше на возвышении более крупные курганы и большие массовые захоронения с овальными могилами. Археологи закладывают шурф. Мы с Джохой неспешно готовим обед, Хирург с Маке разделывают зайца, Луноход и Денис копают шурф, раздевшись до свитеров. Юморной Следопыт достает археологов и следит за выполнением европейских нормативов труда, а также соблюдением методики раскопа. Бригадир (Серик), опершись на лопату пялится в шурф, пытаясь что-нибудь разглядеть в клубах пара, поднимающегося от Лунохода и Дениса.

На уровне 2-х штыков обнаруживаются два живых, но заторможенных скорпиона. Беру того, что покрупнее за жало. Ему холодно, но он упорно старается меня ужалить — удивительное стремление к выживанию. Устраиваем небольшую фотосессию. После отношу их подальше, дабы они никого не цапнули. Археологи, разговаривая на своей тарабарщине, что-то записывают и фотографируют. Есть минутка для отдыха. Солнце приятно греет спину. Тишина, нарушаемая шутками Следопыта и указаниями Бригадира. Алматы, работа, семья неосязаемы и кажутся воспоминаниями из просмотренного давно, давно кинофильма. Взамен их память достает из своих закоулков забытые образы, фразы, ситуации …
Обедаем и двигаемся дальше. Впереди горы Мугоджары. Горы пологие, проходимые, встречаются родники, покрытые обширными ледяными катками, и остатки вырубленных на дрова березовых рощ. Звериных следов практически нет. Редко-редко встречаются следы лисицы. 17:00. Встаем на лагерь на краю рощи, построение обычное. Банер здорово защищает от ветра. Пока готовлю машину ко сну, на ароматном березовом костре закипает чай. Дров навалом, ветки и сучья тоньше руки брошены дровосеками. Джоха, так и не добившись от меня вразумительного рецепта приготовления шелёма (кто может вспомнить рецепт этого блюда, тот не ел настоящего шелёма) ), просит меня описать, как он выглядит в готовом виде. Описываю подробно и вскоре к запаху костра примешивается аппетитный запах мяса. Зайцы там большие, по моим оценкам в 2-ва раза крупнее самого крупного степного зайца. Мясо светлое, мягкое, даже без вымачивания. Джоха умудряется одним зайцем накормить 9-ть человек, щепетильно следя, что бы всем досталось одинаково. Снимаем стресс, затем для аппетита, затем за шелем, за повара, ужин и спать. Шелём очень вкусный! Аплодисменты Джохе!

9-й день или “Тарантино – документалист»

Сразу после спуска с перевала наткнулись на большое захоронение. Оно занимает несколько квадратных километров. Потратили полдня на описание. Держим путь на Эмбу. На пути река. Берега обрывистые, не пройдем. Западнее, вдалеке видна трасса, идем до неё и по мосту переезжаем реку. Колонна двигается по раздолбанному асфальту, медленнее чем WWS вернувшийся на маршрут. Обедаем в Эмбе. Идем на маршрут. Повезло, маршрут идет вдоль ЛЭП с раскатанной грунтовкой. Через 20 километров появляются овраги и дорога сворачивает к поселку.
— Смотри Сайга!
— Ну да, какая же это сайга!
— Волк!
— Конечно, так волк и покажется тебе на глаза!
— Здесь волки такие же акселераты как и зайцы?!
— Собака!
— Это волк! – голос Маке прерывает спор. Волк стремительно несется к зарослям, что севернее маршрута. Ух ты, смотрим на убегающего волка.
— На 9 часов еще один! – WWS вновь замечает первым.
— Да не… собака! Больно крупный для волка.
По краю оврага волчара тащит что-то размером с зайца. Не торопливо и не прячась. Машина Маке сворачивает налево и не торопясь приближается к волку. Странно, но волк не прячется. Раздается выстрел. Волк ныряет в овраг, прадик Маке идет по краю. Скорость все возрастает и возрастает. Овраг закончился, волк с набитым брюхом не может оторваться от прадика, да и прадик летит, словно не касаясь земли. Еще выстрел. Летят дальше. Игилик грамотно отрезает волка от зарослей и снова выстрел, прадик останавливается. Маке дал волку перед смертью простится с волчицей и выстрелил в четвертый раз … Двигаюсь по следам прадика. Задранный теленок уже практически полностью объеден. Отгрызенный кусок, который тащил волк довольно крупный. Он не прятался, отвлекая наше внимание от волчицы. Чабаны, встречавшие нас на обратном пути, радовались и сетовали одновременно. Эта пара давно не давала им покоя. Правда, барана за волка не предложили. Хотя, впрочем, Маке не собирался его отдавать. Он подарил его своему гостеприимному другу Елмурату в Аральске. Фотографируемся с волком, привязываем его на багажник и в путь.
Вечереет. На пути речка с обрывами. Чабан говорит, что переправы нет, только в поселке. Нахожу место, где можно спустится в разлив реки с небольшой глубиной. Пока щупаю переправу ногами, колонна уходит в поселок. Переправляюсь и встаю на маршрут. Равнина поросшая ковылем и редкими кустиками изрезана оврагами. Осторожно проходим овраг за оврагом. Спускаюсь в очередной овраг, впереди обрыв, беру южнее. Вроде нормально, съезжаю и передок куда-то проваливается. Назад не идет. пробую вперед и машина, подпрыгнув, замирает с креном на правый борт. Больше никто никуда не едет). Джоха выходит из машины и с криком исчезает, ударившись плечом о порог. Моя дверь открывается чуть-чуть, упирается в землю. И смешно и обидно — в 4-х метрах слева ровно, в 1-м метре справа тоже ровно. Между передним и задним колесом промоина. Заднее правое тоже висит в промоине. Машина сидит мертво. Лебедку зацепить не за что. Пробуем все доступные варианты самоэвакуации и вызываем колонну. Связь очень плохая, но удается сообщить о случившемся. Спустя 20 минут колонна замечает сигнализирующего ей фонариком Джоху и прибывает к нам. Все долго удивляются моему “везению” и фотографируются, стоя в промоине плечами на уровне порога. Затем все просто, WWS меня дергает, Хирург заводит и я СВОБОДЕН. Шарашим по маршруту. Пилоты поговаривают о ночлеге, но я настаиваю на том, чтобы дойти до поселка Кинкияк. Сваливаемся с маршрута на попутные грунтовки, идущие как на зло почти поперек, и, прыгая с одной на другую, доходим до Сорколя, затем Шубарши и наконец Кинкияк.
Газоперерабатывающий комбинат выбрасывает больше газа в атмосферу, чем поставляет в трубопровод. Закашливаемся до рвоты, проезжая сквозь облако пара, идущего от завода. Время позднее, и в поселке только одно кафе работает. Возле него тройка ребят глазеет на медленно проезжающую колонну. Находим гостиницу обнесенную железным забором и охраной. Ура, сейчас на охраняемую парковку, в душ и спать! Мест нет!( решаем поужинать в виденной ранее кафешке. Красиво паркуемся возле кафешки. Экологам места не хватает, и Игилик подпирает меня сзади. Джоха, по традиции, идет на разведку. На крыльце его встречают уже пара десятков ребят. Дергают за рукава и что-то говорят. Терпеливо пообщавшись с ними, он заходит в помещение. Из ночного клуба или дискотеки как из растревоженного улья вытекает толпа реальных зомби. Они приближаются к машинам. У всех как у одного стеклянные глаза, невменяемо-возбужденное состояние. Что-то подсказывает — надо валить. Появляется Джоха, за ним хвост возбужденной молодежи пытащейся его остановить. Они уже вокруг машины. Окна открыты, рацией пользоваться опасно, можно их спровоцировать. Джоха застревает в толпе позади моей машины. Блин, ружьё разряжено и в чехле. Джоха заскакивает в машину со словами “- Надо валить!”. Блин, и кому пришла в голову идея красиво запарковаться! Медленно машины разворачиваются и отъезжают. Экологи стоят! В сердцах кричу, “- Давай вали!”. Наконец эколог срывается с места. Медленно сдаю назад. Впереди возбужденные зомби. Побольше газу и они нехотя расступаются. Сзади оживленные движняки этих героев фильма “От заката до расвета”. Догоняю колонну и валим в пустыню. Джоха описывает, что увидел внутри. Тарантино явно брал образы и сценарий с этого заведения. Отходим около 10-ти километров в пустыню, находим небольшую впадину между холмов. Останавливаемся на ночлег. Здесь хорошо и спокойно.
После промоины руль стал тугой. Лезу под машину, осматриваю, все нормально, только из демпфера течет масло. Больше повреждений не обнаружено. Маке зовет к себе в машину. Обсуждаем увиденное, затем снимаем стресс, затем за волка, снова за волка и спать.

 

10, 11, 12-й день или “Хроника возвращения”

 

14.12.2007 9:00 Подъем, раздача сухпая, идем по маршруту. Форсируем речку возле чабана, который ранее сказал, что переправы нет. Уходим в поселок «Новая жизнь», нас встречают чабаны и благодарят за убитого волка. Пользуясь грунтовками, долетаем до Эмбы. Обедаем.
14.12.2007 16:15 Идем на Аральск. Подходим к Мугоджарскому перевалу. Из-за перевала переваливается черная туча и стремительно несется над нами. Постепенно заволакивается все небо. На перевале сильный ветер, снег. Видимость очень ограничена. Оставляем посиневшему водителю камаза, с лопнутым патрубком, воды. Больше помощи ему не требуется. Спускаемся с перевала. Смеркается, предлагаю заночевать неподалеку в очередной березовой роще. Пилоты настаивают на продолжении движения до Аральска, аргументируя тем, что если начало мести, то может перейти в настоящую метель, а это от трех дней до недели.
14.12.2007 21:05 Разбитая, когда-то асфальтированная дорога, заканчивается в Челкаре. Далее грунтовки вдоль железной дороги. Ветер, поземка, ниже 20-ти. Идем по юго-западной стороне железки, она гораздо хуже разъезжена, пробуем на разъезде Тогыз двигаться по северо-восточной стороне. Машина сразу садится в занесенную колею, еле выбираюсь. Маке садится крепче, его дергает Хирург. Возвращаемся на прежнюю сторону. От раскатанной лишь местами занесенной колеи не осталось и намека. Сплошная, ровная, белая поверхность с горизонтально летящим снегом и поземкой. О том, что здесь когда были несколько раскатанных дорог догадываешься только по растительности. Идем по степи рядом с грунтовками, сильно трясет, оба оторванных стабилизатора и оторванный передний амортизатор превратили авто в аттракцион – “удержись в седле”. WWS замечает зайца. В этот раз я готов. Вручаю ружьё Джохе и вывожу зайца на выстрел. Получается довольно быстро. Выстрел, заяц взят. Пока разделываю, успеваю сильно замерзнуть. Дорога все хуже, больше занесенных оврагов, торопимся проскочить плохую погоду. Не доезжая до пос. Саксаульский, натыкаемся на занесенный в колее Нисан Террано I. Машина закрыта, внутри никого.
15.12.2007 3:30 180 км. грунтовки закончились, от Саксаульского до Аральска когда-то был асфальт. Скользко, но тем не менее скорость увеличилась до 45-55 км/час. По прежнему метет, но гораздо меньше. Иду на автопилоте, охота спать. Спасаемся кофе, заготовленным в кафе в Эмбе. Ближе к Аральску погода улучшается, на небе звезды.
15.12.2007 5:10 Мы в Аральске, у Елмурата. Дом, тепло, спать.
15.12.2007 14:00 На завтрак бешбармак с верблюжатины. Маке вручает волка. Благодарим за гостеприимство. На выезде из города традиционное общение с автоинспекцией, регистрируемся. Просят остаться старшего (меня). После фразы “Братан, ты же знаешь, казахстанские дороги, за дорогу надо платить”, даю 2000 т. Сердечные пожелания счастливого пути и мы продолжаем путь. Погода хорошая, теплеет на глазах, -5. За Жанакурганом Маке просит остановиться на ближайшей эстакаде. Осматриваем машины, у меня здорово клинит демпфер, снимаем его. Руль колбасит не по детски, но после 60-ти биение прекращается. Летим дальше. К гаишникам теперь выходим с Джохой. Он показывает бумаги, они скрипя зубами говорят “- Езжайте”.
16.12.2007 00:20 Кзылорда, дозаправка.
16.12.2007 6:20 Шаулдер. Снимаем стресс, затем для аппетита, ужинаем, спать.
16.12.2007 14:00 Завтрак и домой. В Чимкенте усиленные блокпосты, ЧП районного масштаба. СМИ молчат. Оштрафовавший за обгон по обочине старшина, увидев колонну, улыбается и останавливает, охотно и красочно рассказывает о ЧП, желает счастливого пути. Перевалы между Чимкентом и Джамбулом во льду. Тепло, +6. Временами снег, на дороге толстый лёд с ямами. После перевалов мокрый асфальт, временами дождь.
16.12.2007 21:30 Джамбул. Фонари, красиво, на нас никто не пялится. Гаишники не останавливают. Как-то непривычно. После Джамбула очень сильно хочется спать, подумываю об остановке для сна, но пристраиваюсь за размеренно идущим автобусом, водитель хорошо знает дорогу, сбрасывает скорость на плохих участках и топит на хороших, благодаря ему доходим до носочной поляны.
17.12.2007 3:00 Носочная поляна. Кофе, много, крепкого. Оживаю. Отдыхаем чуть меньше часа и в путь. До Георгиевки потряхивает, потом топим.
17.12.2007 7:15 Поворот на Калкаман, расстаемся с экологами. Здравствуй Алматы! Разгружаемся в Институте Археологии, затем разгружаюсь в гараже, на мойку и домой спать.

Всё)

Добавить комментарий