Главная / Путешествия / 07.06.2008 — Тургеньские водопады (ДР V.I.T.-а)

07.06.2008 — Тургеньские водопады (ДР V.I.T.-а)

2.JPG
Каждый год мы с друзьями 4 июня… Итак который год подряд, казалось бы зачем? Зачем мы столько лет в первых числах июня едем в далекие горы к прекрасным водопадам? Всё уже знакомо, всё уже изъезжено – так может показаться только человеку, ни разу не побывавшему в тех местах.

У нашего любимого соклубника VIT-а каждый год День Рожденья. Он не любит сидеть дома, и своей энергией заряжает многие десятки людей, которые едут в эту известную неизвестность и лишь единицы из них доходят или доезжают до этих самых водопадов, которые мне кажутся уже почти мифическими. В этом году я сама себе дала строгую установку — Увидеть водопад. Не получилось. Я и как-то сожалею об этом, видимо, придётся вернуться в следующем году. А может, это просто такая «замануха»? 🙂 Список желающих ехать был внушительным – 37 машин. Как всегда делились на группы, кто когда выезжает, кто что покупает.Тургеньские водопады – уникальное место. Никогда не знаешь, что там тебя ждёт – какая будет погода, и что «предложат» нам высокогорные болота. Два года назад поездка была волшебная – на плато нас встретил снежный буран, в одно мгновенье превратив разноцветный рай в белую, безжизненную пустыню. Тогда смогли подняться далеко не все машины. В прошлом году была жара, и ехали мы к точке лагеря ночью, светила огромная полная луна, наша группа заблудилась и проехала почти до самых ледников, по пути вытаскивая из болот двух спортсменов – Артёма Ветринского и его штурмана Ваньку. Это всё продолжалось почти до рассвета, штурм главного болота перед лагерем происходил в каком-то сумасшедшем ритме, когда Змей на квадрике ехал впереди, показывая траекторию движения, а мы с Рапидой на Патруле чуть его не задавили, потому что боялись засесть и не сбрасывали скорость, поймав на финальном прыжке огромное бревно. Силовой бампер не подкачал.Дорога имеет уже свои «опорные точки», места, на которых с нашими соклубниками происходили некоторые происшествия, вполне рядовые для привычного джипера, но которые могут шокировать рядового автомобилиста. На подъёме на отгонное животноводство – промоина имени Ромки Зумера, в которую он упал на своем Патруле и почти всю ночь стоя спал в машине, лежащей на боку. В этой же промоине 2 года назад разбортовался Мистраль Тани Батарейки. Забортовывали колеса взрывом газа из баллончика, пламя на фотографии впечатлило и оставило незабываемый след в душе хозяйки машины. Глиняный спуск, на котором Пыжик Дарьи чуть не улетел в болото, подъём на котором кувыркнулся Алексеич и т.д. и т.п. Перечислять можно долго, но суть одна – ни кого это не пугает, или пугает, но совсем чуть-чуть. Дорога на водопады полна сюрпризов и удивительных открытий – проверяются возможности машин и их пилотов, а так же штурманов. Дорога на водопады – одна из самых красивейших. Открывающиеся виды гор, ледников и высокогорных плато – способны тронуть любого.Пятница. В четверг в городе стояла удушающая сорокоградусная жара. И на водопады уехала первая группа каким-то хитрым маршрутом, пролегающим через Синегорье. Пятница встретила нас дождём, на горы, куда мы собирались ехать, даже страшно было смотреть – все затянуло непроглядной чернотой. Город нас никак не хотел отпускать из своих липких объятий – сплошные пробки и ни глотка свежего воздуха. Мы знали, что мы едем в какую-то «катаклизьму», и ни дождь, ни ветер не пугали нашу группу. В группе был один джип, не совсем подходящий для езды по такому бездорожью – оранжевый Исузу Вехикросс. Но его водитель – Валька Клец был полон решимости покорить весь маршрут. Честно говоря, в начале было даже жалко смотреть, как машинка карабкается по камням и валунам, но чуть позже, видимо, Валентин вошёл во вкус и даже начал штурмовать огромные валуны. Да и сам Вехик, наверное, тоже понял, что нельзя подводить хозяина и позориться среди подготовленных джипов. Зачинщик этой прогулки VIT заговорчески подмигнул, вспоминаю прошлогоднюю поездку – А вы что, думаете, сегодня раньше 5-ти утра окажитесь в лагере?Кульджинская трасса в пятницу вечером – ещё одна большая сплошная пробка. Вова на Джимини и на спортивном Прадо уехал далеко вперёд, и прошёл весь маршрут в спортивном стиле, мы его слышали только по рации. Подъём от Батана до Асов больше не представляет трудностей – дорогу разровняли, камни убрали. Кажется, что на Асах теперь будут спокойно ездить обычные легковушки. Это плохо. Почему-то именно хозяева таких вот машин везде разбрасывают мусор и пустые бутылки.На глазах холодало, лил дождь, на прицепе Патруля «ехал» кроссовый мотоцикл. На котором Рома хотел доехать до водопадов. Проблема была одна – на мотоцикле не было фары, парни пытались прикрутить к нему лампу, но дороги видно лучше не стало. Из –за этого колонна двигалась очень медленно, потому что порой Рома просто не видел куда ехать, ему светил фарами всё тот же Патруль Вита. Отстающие всё время по рации комментировали ситуацию – Вы нас ждите, у нас же не 12 колес, а всего десять. К концу поездки Рома был похож на комочек глины. И уснул он просто в повалку рядом с «боевым Конём». Машины в колоне были самые разнообразные, преобладали Патрули и Прадики. Каким-то особняком смотрелась сто пятка и «американец» Вранглер. «Рэнг» оказался вообще не приспособленный для тяжёлого бездорожья, либо его владелец слишком рьяно боролся с болотом. Двигатель оказался на боку, слетев с подушек, и машина покидала водопады на «галстуке».На развилке на Асы мы увидели в ночи группу товарищей – это был клуб Оффроуд Казахстан, который отправлялся на озеро Каянды через Карааршу. Нам в этот раз было явно не по пути. Уходим влево и всё время вверх – через промоины, глиняную и поросшую травой скользкую после дождя дорогу. В рацию слышим радостные вопли нашей первой группы. Они уже готовы встречать на болоте нас. Вова на Джимини почти там, а нам ехать ещё и ехать в абсолютно безлунной ночи. Те, кто ехал в первый раз, даже не подозревали об окружающей нас красоте. Она им откроется только в воскресенье на обратной дороге. Дождь кончился, начались болота, первые застревания и вытаскивание машин. Высокогорные болота — коварнейшая штука. Днём хорошо видно, что на первый взгляд это просто ровная большая полянка, заросшая земляникой и разноцветными травами, но стоит только колесу джипа коснуться этой ярко-зелёной травы, то засесть можно очень хорошо и надолго. В рации порой творился настоящий хаос, и в эфир было не пробиться, кто кого дёргает, кто где засел, временами терялись отдельные группы, хотя дорога то в принципе была одна…А тем временем на финальном болоте развернулась настоящая битва гигантов. Самостоятельно болото проехали всего две машины – Джимини и Патруль Вита. Остальных вытаскивали стропами, лебёдками, руками. Последние машины извлекли из коварной топи уже на рассвете. Устали и вымотались все, особенно Господин Уазик, так у него у единственного была лебёдка и он, как сумасшедший носился между засевшими машинами. Днём это место кажется не таким уж и непроходимым, но глубокой ночью, когда дико хочется спать, и ты понимаешь что впереди тебя сидит сто пятка, и пока эту огроменную машину не вытянут на верх – другой дороги к лагерю нет. Болото нереально коварное – пару метров проехал и всё сидишь… Ночью оно казалось огромным, почти как футбольное поле, но на самом то деле я помнила, что оно всего-то ничего… Но проехать это «ничего» — подвиг.А до болота был тот самый коварнейший глиняный затяжной спуск. Джимини например на нём просто развернуло и машина ехала задним бампером вперёд. Тормозить было нельзя – только газ и рулить. Реально страшно, когда на нём вертит машину и ты понимаешь – что вниз лететь хоть и не очень далеко, но перевернуться успеешь не раз. Уазик так неистово кричал в рацию, что почти охрип к утру, и не мог разговаривать. Как издевательство выглядело то, как Вова на спортивном Прадике колесит спокойно туда-сюда по болоту и про между прочим говорит – А что это вы тут все застреваете то? Я проехал и сейчас езжу. На улице дубак, парни по колено в воде, связывают стропы, разматывают и заматывают лебёдку, а над всем этим безобразием бескрайнее черное небо, усыпанное мириадами звезд. Я думаю, небо над нами прикалывалось – Вот, блин, придурки..)И ещё мне всегда смешным кажется – мы же слышим иногда таксистов из Барнаула или откуда-нить ещё. И вот так же, за 5000 км кто-то в рацию слушает все это… Чего о нас люди подумают. Рэнг почему-то всё время уезжал не туда, наверное хотел объехать таки коварное болото, не зная, что объезда, собственно и нет… У Уазика силы кончились вообще, он решил бросить Рэнг, но тут внезапно машинка снова материализовалась, и пришлось её тащить. Нашу ТОоту выдернули для того, чтобы мы сели на следующей же кочке на подъёме к лагерю. И ещё полтора часа копаний лопатами, толканий, дёрганьей… Рассвет мы встретили на этой «шишечке».Рассвело незаметно, за какие-то пять минут. Спасть уже не хотелось, хотелось выйти из машины и покушать чего-нибудь горяченького. Ребенок, проспавший в машине всего пару часов зарядился от гор какой-то непонятной энергией и начал активно куролесить. Быстрый завтрак и отбой на пару часов. Потому что утром должна была приехать новая группа, которую так же нужно было бы выковыривать из болота. Жара на полянку опустилась так же внезапно, как и рассвело. «Местные жители» выползали из машин и палаток и удивлялись, что народу заметно прибавилось. План второго дня был простой – кто-то едет выковыривать машины из болота, кто-то идёт на водопад, а самая смелая группа должна была отправиться штурмовать ледник. Господин Уазик объявил на весь лагерь получасовую готовность для выезда на ледник. Сначала хотели ехать всего 2 машины, потом колонна разрослась и даже Мега джип – Вехик смело бросился штурмовать камни в речке. Высота лагеря была 2300 над уровнем моря, к леднику мы поднялись до 2972 метров. Дорога от лагеря круто шла вверх, через еловый лес. На первом затяжном подъёме почему-то садится лифтованный монстр Опенсона, мы едем в объезд, потому что за машиной на подъём выстраивается очередь. Пока разматывали лебедку, Господин Уазик решил плотно засесть на своем Прадике в болото. Засел, разбрызгивая веселенькие капли грязи по окружающим. И никак не мог сам выехать, пока его не выдернули. Но он не успокоился и опять ринулся в это болото..) Совавтопром Батискафа грелся и грелся и Серега решил не покорять вместе с нами ледник, а просто поехать в лагерь. Здесь то все и обнаружили, что на такой высоте банки и консервы просто таки распирает. Они увеличиваются раза в два. Патрули на высоте дымили по жестокой, Прадики дымили чуть меньше, но и ехали как-то чуть хуже. Вспоминая, как в Раю Уазик карабкался на шишечку, мы удивились, когда он не смог взять не очень то крутой подъём. Вовин красный Прадег как-то там тоже не ехал… Поднимаемся всё выше и выше, высота около 2800. Погода начинает портиться, к нам движется фронт. Ехать обратно – нет! Только вверх, к леднику, который раскинулся перед нами, как на ладони. Дорога не сложная, но интересная и живописная с болотцами, морёнными озерами, в которых почему-то оказывается очень тёплая вода, с каменистыми подъёмами и крутыми спусками. Доезжаем до речки, на которой всё ещё лежит почти полуметровый слой снега. Все, как дети высыпают и машины и устраивают фотосессию. Особо рьяные пилоты начинают штурмовать эти айсберги. Снег настолько плотный, что двухтонные машины для него как пушинки. Он даже и не думает поддаваться. Господину Уазику почему-то не нравится это всё баловство он зовёт на ледник.Высота 2972 метра. А до ледника ещё как до Киева. Вроде вот же – он рядом… А нет. Дороги нет, а по высохшему руслу речки поднимается пара машин, проезжают метров 500 и спускаются вниз. На высоте нас накрывает то дождь, то град. То через пять минут опять светит яркое солнышко. Такие они – эти горы!

Добавить комментарий