Шыгяг (ISUZU) белый квадратный дизельный.Экипаж: собственно я, моя жена Ира, двое детей — Катя и Маргарита и кошка Масяня.Сафарь комбинированного (по-русски – хрен поймешь какого) цвета, дизельный.Экипаж: Бомба, его девушка Лера, Васька и Толя |
автор отчёта Alex DRUMMER
фото Alex DRUMMER
День первый
Черт нас дёрнул, и мы начали готовиться. Поначалу планировалось: 2 Паккарда, 2 Фиата и 1 Студебеккер. За неимением таковых пришлось ограничиться моим Шыгягом (1 шт.) и Сафариком (1 шт.). Закупали всякую снедь и пойло с именниниковской скидкой Бомбы в одном столичном супермаркете, сэкономив бабла на пару поллитровок. Никогда не берите главпродуктовскую кусковую тушёнку – дрянь редкостная.
В субботу решили часов в 4-5 утра выехать. (Тут голосом Задорнова – «Ага, щас!»). Пока собирались-заправлялись, настало семичасовое утро. Соляры налили полные баки плюс запасные канистры. Дорога почти без приключений, если не считать того, что меня на 555-м километре (Учарал) остановил гаец. Оказалось, что после небольших ямок и маленьких неровностей у меня номер висел на одном болте. За номер и безременный проезд моей Иринки мимо гайца заплатил штраф. По дороге выясняется, что при штурме перевалов двигло греется и масло через сапун выкидывает нафиг. Когда движок холодный, всё пучком. В Саркане пришлось купить литрушку масла. До Аягуза идеально ровный автобан. В Аягузе соляра по 105 тугриков. Сафарь заправили. Меня жаба начала душить (знала бы она, тварь, почём соляра в Усть-Каменогорске). Ближе к вечеру пью окрыляющую хрень банками, чего-то уже совсем не вставляет. Видать 2-е суток работы и потом всего 5 часов сна перед поездкой дают о себе знать. В общем, глубоким вечером приезжаем в У-К. На гаевом посту наши данные записывают в журнал (въезжающие и выезжающие с 07-00 до 22-00 должны пометить гайцевый журнал). Денег не просили. Бомба созванивается с Андреем Юрченковым (это наш гид по всем ништякам ВКО) и мы едем к нему на дачу. Всё, приехали, вымотанные. Пиво, баня, спальники и погружение в сон.
День второй
Проснулись рано и без перегара двинулись далее. Ездили по У-К, искали: мне масло, Ваське зарядку на видеокамеру. Нашли всё, посмотрели город. Деревня та ещё, да простят меня жители У-К. Выяснилось, что вчера у Сафаря пропали тормоза. Едем к Андрею в гараж, Васька с Толяном прокачивают их и тормоза появляются (тривиальный воздух). Далее – закупочная, иначе именуемая оптомаркет Арзан. На стоянке было замечено 2 Шыгяга. Закупаем еду-питьё, двигаем дальше. При выезде из У-К дорога усыпана давлеными зайцами. А соляра стоит от 128 до 135 казахстанских рублей.
Добрались до древнего астрономического комплекса Ак-Баур. Интересная древняя хреновина: не зарастающий травой круг размером с тарелку. Становишься на него и через несколько искусственно выставленных ориентиров-камней или прорехи меж камней на естественных возвышениях можно точно повернуться на север или запад. На камнях куча древних изображений оленей и коней. Есть даже типа древнего стада, говорят, из 12 оленей. Я насчитал на трезвую голову 14, кто-то 13. Там есть такая традиция: в щели меж камнями совать монетки, причём больше их не становится. Я оставил на всякий пожарный.
Есть ещё холм, на котором ни фига не растёт, и невдалеке от него круг из камней. По легендам, в этом холме какой-то инопланетный передатчик. Как Андрей рассказывал, что приезжали даже «чёрные» археологи, хотели откопать инопланетный девайс. В последний момент струхнули и смылись. Потом мы проехали к ещё одному гроту, где были древние весьма интересные наскальные рисунки. Там были изображен юзверь мануал для Ак-Баура и прилёт инопланетцев с выкладкой маяка в землю. Около того же грота куча всяких камней, похожих на разных зверюшек, и кресло для медитации, в котором все удостоили себя чести посидеть, пофотаться и помедитировать. Просто сидеть в нём очень неудобно, но если сложить ноги на восточный (йоговский) манер – просто идеально. При выезде оттуда на берегу небольшого ручья были замечены суслики. Суслик, suka, личность.
Пофотались, поехали далее – на Сибинские озёра. До озёр не доехали метров 20 – ров в 50-70 см глубиной. Кто-то, видать, трактором неплохо позаботился. Тут же человек на лодке сновал по озеру. Было рассказано, что на противоположном берегу нудистский пляж. Сразу же развили тему, что чел на лодке – перевозчик для подсматривающих, а с фотографов берёт двойную (тройную) цену. Все озера уже оккупировали олигархи с целью выбивания бабла из простых людей в специально отведённых зонах отдыха. Хотя мои киндеры набесились вволю в тёплой водичке Сибин безвозмездно, то есть даром. Набежали собаки в поисках халявной жратвы, поиграли с детьми, поели на халяву. Мы тоже поужинали, «по матрёшкам», и в дорогу.
До Бухтармы добрались без приключений, веселуха началась потом: решили, что переночуем здесь и с утра на первом пароме переправимся на ту сторону. Андрей (Юрченков, гид всего местного ВКО-шного ништяка, если кто забыл) грит, что тут есть зачётнейшее место, где можно переночевать. Сказано – сделано, едем. По дороге я как последний городской житель («лох» на местном диалекте) встрял на ровном песке. Намедни купленная лопатка оказала своё влияние на зыбучий песок (2 раза) и Шыгяг добрался до места ночевки. Доехали засветло, времени на «поставить палатки и залить за воротник» – вагон. Тут же на месте выясняется, что при покупке мегазачётного герметичного со всех, сцуко, сторон шатра-палатки 2,5х2,5х2 м нас жестоко «обманули». Там не было дна, даже в проекте, хотя клятвенно было заверено, что всё в наличии. Тока слово «обманули» в штуке с хреном км от дома звучит пипец как нецензурно. Просто проверять девайс не было времени вообще. Выкурили благовонными палочками мошкару из пепелаца и спали в нём. Мошкары на Бухтарме – вагон с тремя прицепами. Газовый фонарь на капоте сафаря через пару часов после зажжения был густо очерчен жжёной мошкарой. З.Ы. Завтра пойду менять фиговый шатёр обратно на деньги с бонусом продавцу в виде фингала.
День третий
Подъём-зарядка-зубочистка в 7-30 по местному времени. На берегу замечена выдра. Спасибо пьяной охране, никого не выдрали. Продирая глаза и наскоро опохмеляясь (хто много вчерась принимал за воротник), лицезреем паром, который мечтает нас доставить до противоположного берега. Разгон, толчок и стыдно подниматься (В.С. Высоцкий). Шыгяг вязнет в песке. По-хорошему, надо стравить колёса и спокойно внатяжку вылезти. Тока ни компрессора, ни даже манометра нет. Полчаса качель (туда-сюда, обратно, тебе и мне приятно) заимели всех. Сафарь занимает высотку, кидает трос. Шыгяг с разгона на понижайке максимально преодолевает межсафарное расстояние и тихо вязнет, не сильно закапываясь. Трос на сафарной лебёдке оказывает своё благотворное действие и рядовой шыгяг с радостью месит тапками ненавистный песок, мчась к парому. Опоздали на 15-20 минут, которые в итоге обойдутся нам в 2-3 часа. Ждём на берегу. Питание – от харчевни имени трёх пескарей: пирожки, чай.
Киндеры отрываются на берегу, кидая камни и вылавливая последних двустворчатых ракушек в Бухтарме. Вдалеке цапли ловят рыбу, чайки носятся, разнося помёт бесплатно, Масяня рулит шыгягом, все заняты, все при деле. Дождавшись парома, плывём. Маська, сцуко, смылась на пароме меж машин. Ловим по всему парому. Поймали, навешали люлей, заперли в салоне. У детей счастье прёт фонтаном – такое путешествие! Оплачиваем проезд – с шыгяга 1500 тенге. На противоположном берегу выясняется, что Сафаря нагло проигнорировали насчёт оплаты. Мы не олигархи (люди честные), делегация с деньгами выдвигается в поисках контролёра. Всё, проезд оплачен, оспасиблен, можно дальше реветь вдоволь двиглом, что мы и делаем.
Похоже, что всю последующую дорогу честно делали из «сисек» местные начальники. Она САМАЯ ПЛОХАЯ из всей дороги вообще. Множество мест, где выбоины просто невозможно объехать и невольно приходится ехать 30-40 с чудесами маневрирования для того, чтобы ходовка просто выжила для дальнейшего пути, а временами просто дерьмовая грунтовка. С грехом пополам и Юрченковым доезжаем до н-го километра (сворот на типа жёлтого Чарына и гипсовыми карьерами вдоль Зайсана), решаем, либо дуем до Киин-кериша, там фотаем, и далее в путь до Маркаколя, либо ночуем на карьерах. Киин-керишу повезло, Зайсан – в игнор. Грунтовка во много раз лучше асфальта, топим 70-90, временами приостанавливаясь перед промоинами. Кто будет ехать этим же маршрутом, советую запастись воздушными фильтрами (как минимум двумя), пыли там стока, что ни одному рекламируемому пылесосу околеть можно. В нескольких км от Киин-кериша мой одометр сказал, что у него юбилей – 300 000 км. Остановились, отметили. Доехали до Киин-кериша без приключений и проблем.
Стоим наверху, вид неземной. Спустился вниз, вид просто нереальный, пришлось вернуться за лопатой и за Олегом (Bomba!), о чём он не пожалел. При беготне по цветной глине встретили Андрея и Толяна. Говорят, что недавно спугнули корсака, живущего тут же, в глине в норе. Вагон фоток. Чёрт меня дёрнул попрыгать по цветным курганам, нашёл змеиное яйцо, уже вылупленное, говорят, после заката тут и скорпионы ползают, бр-р-р. На глине лопаткой написал слово ***. Сфотались там же с Бомбой ))) Последняя проверка, тапка в пол и алга.
Большое впечатление на новичков произвела госграница с Китаем в 20 метрах от дороги.
Фотались на перевале. Видали свинью (даже двух) из растительности на китайском берегу.
По самой веселой дороге доехали до У-Ки (деревня на Маркаколе, другой дороги нет), быстрая выгрузка через окно в кирпичный дом, чай, водка и отбой))).