Автор — Darya
В Алмате весны как таковой обычно не бывает, то есть за зимой и снегом обычно сразу приходит жаркое лето и из курток и сапог мы сразу одеваемся в босоножки и коротенькие юбки. Но в этом году вот уже с месяц весна весной: с дождями, зеленеющей травой, зонтами и плащами. По нашим теоретическим расчётам весна пришла и в степь, а значит надо ехать смотреть, как она зацвела. Но и это не самоцель поездки. В этом году обновлённый совет клуба решил включить в график и поездку в Международный Альпинистский Лагерь Акколь? как ежегодное клубное мероприятие. Я, правда, догадываюсь, что просто Князю скучно ехать одному расконсервировать лагерь после долгой зимы, и он придумал отличнейший предлог. От чего приятно и полезно не только ему, но и всем нам, полюбившим это живописнейшее место.
Выезд в 8 утра с Кульджинки. Маршрут — Текес — оз. Караколь — ущелье Кокпак — лагерь. Предупреждение перед выездом — нужно быть готовыми к тому, что до лагеря в этот день можем не доехать. Потому что теоретически и в Гугле нарезки там есть, но насколько они проходимы и уж тем более в это время года – надо проверять.
Несколько экипажей выехали из города ещё накануне вечером и ночевали где-то в районе реки Темирлик. Место встречи с основной колонной был назначен в посёлке Алгабас ориентировочно в десять-одиннадцать утра субботы. Всё шло по плану и в принципе меня не удивило, что в назначенный час в назначенное время Зуммер со своим экипажем был на месте и уже лежал под своим конём с болгаркой, отпиливая оторванный глушитель. Первые потери уже понесены.
Колонна в сборе, движемся дальше. Надо сказать, что заявилось в поездку больше сорока человек – многочисленная экспедиция. Не все поедут через хребты по бездорожью, поэтому решаем делиться на «сосисочников» и «ацких жЫперов». На съезде на грунтовку собираем растянувшуюся колонну и обнаруживаем первые серьёзные потери – у Зуммера крякнула турбина, и машина не едет и греется. Срочный консилиум решил что рубиться с такими поломками в неизвестность чревато потерей машины окончательно, а мы этого никак не могли допустить потому что этот экипаж наши главные кулинары и огромный казан должен таки быть доставлен в лагерь любыми способами. Ну а способ один – асфальт и присоединение к группе сосисочников. Спасибо Ром, что ты согласился ради нас на эту жертву. Хотя жертва ли – вопрос спорный.
Машина отправлена в лагерь в сопровождении боевого паджерика Крана. Хотя и машина, и опытный гонщик могли нам пригодиться, но СТОшный опыт Крана был бы полезен Зуммеру в случае чего. Потери конечно серьёзные, но пока укладываемся в заявленные много лет назад десять процентов.
Поскольку Андрюша Уазик был пассажиром и нелегалом в этой поездке, то прокладка маршрута легла на плечи Князя. Консультант дядя Женя Галант скорректировал немного въезд в ущелье, сказал, что он знает «короткую» дорогу и нам надо свернуть к Текесу не рядом с посёлком а гораздо раньше, и что он неделю назад буквально с этого же места наблюдал в свою подзорную трубу величественный Хан -Тенгри. В общем, он так вжился в образ уазика с этой своей «короткой» дорогой и был стопроцентно убедителен, что не поверить ему не было никаких оснований. Сворачиваем.
Через пару километров грунтовка потерялась в долине, и мы взяли курс к руслу Текеса, прям по целине. Тут началось первое веселье в нашей битком набитой машине. Кстати о нашем экипаже: в машине нас, оказалось, пять человек. Ехать так было не то чтобы не удобно и некомфортно, а практически невозможно. В общем, меня безмерно злило такое положение, и я сильно пожалела, что не поехала на своей машине. Это я к тому, чтобы люди из темы «поездка на фестиваль» не строили себе иллюзий на путешествия в одной машине большой и дружной компанией тем более в дальние и сложные поездки. Это утопия с заранее плохим исходом. У нас, конечно, всё было хорошо благодаря нашим добрым отношениям, закалке и серьёзному опыту, но вымотались все без исключения.
В общем как дорога потерялась, начались какие то канавы поперёк направления нашего движения, да ещё в каком то диком количестве. Мы так и не поняли природного происхождения этот рельеф или техногенного. Некоторые были заросшие и сухие, другие вроде как свеже-вырыты и с водой, но на поливные они как то не похожи. Отводные может быть. Через двадцать минут скачек и застреваний на этих препятствиях хотелось выйти из машины, пешком всё равно было бы быстрее и менее травматично для позвоночника. Наконец выскочили на грунтовку. Скорости резко возросли и появилась возможность пялиться по сторонам. Какая красотища вокруг! Холмы предгорий центрального Тянь-Шаня покрылись сочной зелёной газонной травкой, можно хоть в гольф играть. То там то тут яркие сиреневые пятнышки степных колокольчиков, всё такое яркое – глаз не оторвать.
Первая не то чтобы засада, но некоторая сложность поджидала нас на переезде через речку. Оборудованный брод размыло первыми талыми потоками на самом выезде. Объехать получалось бы с хорошим креном, да и грунт на склоне был сыпучим. Рисковать не стали. Стали рубить новый выезд. Первым перескочил Петя на восьмидесятке на злой резине, с хорошим лифтом и длинной базой. Мы двинулись вторыми и подзастряли. Пару рывков стропой и можно двигаться дальше. И тут началось первое шоу в лицах. Тиоксид видимо соскучился по препятствиям и застреваниям. И рюхнулся со ступеньки в речку. Бааах! И бампер под водой, передний мост не даёт выпрыгнуть обратно, а впереди ступенька выше капота и склон градусов тридцать. Дёрнули назад, поискали альтернативный выезд, точнее альтернативную траекторию. Всё получилось.
Пока мы шумели и радовались первым маленьким победам над бездорожьем, из ближайшей кашары пришла бабушка с ребёнком. Пока ребёнок наблюдал за сумасшедшими джиперами, бабуля на чистом казахском пыталась нам что-то объяснить. Она всё твердила «Жамал, жамал, жамал» и показывала клюкой в сторону нашего маршрута. Сколько то эти её наставления нас насторожили, но не развернули. Не привыкли мы доверять местным аборигенам, тем более женщинам, тем более с дитём, тем более не на джипе. В путь.
Выехали в верховья долины Текеса, и двинули по направлению к перевалу, потихоньку забираясь всё выше и выше, а вокруг море подснежников, просто море, хоть косой коси, жаль что эта красота совсем не вечна. В один момент Карбон открыл окно, чтоб сфотографировать это серо-зелёное море и нас обдало совершенно потрясающим свежим чуть морозным воздухом с тонким ароматом трав и цветов. Зря говорят, что подснежники не пахнут. Очень даже пахнут – весной, свежестью, горами.