В последние выходные октября на побережье Капчагайского водохранилища клубом «Off Road Kazakhstan» были организованы гонки на внедорожниках – трофирейд «Капчагайская Баха 2006».
Гонки проводились в трех категориях ТР-1, Тр-2 и ТР-3.
Авангард из участников и зрителей начал прибывать на место соревнований еще в пятницу вечером, чтобы не опоздать на утренние старты. Под чистым звездным небом, спортсмены тестировали свои машины, гоняя по песочному пляжу и по близлежащему болотцу. Никто толком еще не знал, где будет проходить трасса.
Ранее субботнее утро началось с яркого солнца и рыков прибывающих джипов. По условиям гонки первым проводился «Пролог», или иными словами квалификация. В этом году «Пролог» решили провести не совсем обычный. В каждом экипаже, во всех категориях за рулем машины должна ехать девушка. И от того, как она проедет, зависело место на старте самой гонки. Если же экипаж не находил девушку-пилота, небоящуюся воды, грязи и высоких скоростей, то мужчины должны были надеть парик, юбку или платье и обувь на каблуке, высота которого должна была быть не менее 7 сантиметров.
Три экипажа были так одеты, но сфотографировать их не удалось, пилоты – «женщины» все время ускользали из кадра.
На этой гонке я была не просто рядовым зрителем и фотографом, а тем самым нужным пилотом для «Пролога».
В категории ТР-1 принимало участие большое количество машин – 18. Это почти рекорд. Больше половины машин в этой категории для стандартных джипов и новичков, были из клуба «Проходимец». Люди решили попробовать свои силы не только в езде по горам и топям, а в целенаправленной езде по топям. Так сказать, на себе прочувствовать, что же такое автоспорт.
Перед гонкой многие экипажи спускали колеса, чтобы машины были более проходимыми по песку и грязи, так как до самого старта начинающие спортсмены считали, что гонка будет, все- таки, по пляжу.
Каково же было всеобщее удивление, когда вереницу машин вывели на поле, которое очень быстро превратилось просто в месиво жидкой грязи, а там где машины должны были разворачиваться – находилось самое настоящее болотце. Мелкое, но топкое.
Экипажи в «Прологе» должны были проехать 2 круга и не застрять. Помогать разрешалось, но только спортсменам, участвующим в гонке, и при этом секундомер никто не останавливал.
Я оказалась за рулем Nissan Patrol, праворульного и с ручной коробкой передач. Мне такое сочетание было уже знакомо, но все равно, легкий мандраж перед старом не отпускал до той поры, пока первые комья грязи не полетели из-под наших колес. Машины на старт выпускали с разницей в минуту.
Наша машина стартовала второй. Управлять тяжелым джипом по грязи не самое легкое дело, пусть он едет и на полном приводе, но мы решили ехать без пониженной передачи, потому что нужна была скорость. Машину то и дело заносит, Nissan скользит и его стаскивает в колею, нужно следить за флажками, чтобы не проскочить ворота и выбирать правильную траекторию для прохождения поворотов (три этих пункта в основном входят в обязанность штурмана), но зато сколько адреналина, когда на прямой мы обогнали первую машину и погнались вдогонку за красным Паджериком, стартовавшим после нас. Лобовое стекло каждую минуту забрызгивает фонтанами жидкой грязи, дворники не успевают с ней справляться, но все равно — нужно ехать вперед, раскручивая движок до красной зоны и вдавив до упора педаль газа.
Ошибка организаторов была в том, что они не отбивали флагом финиш после двух кругов, и мы, в азарте борьбы, увлеченные желанием обогнать Паджерик наших друзей, несемся вперед, на третий круг. После обгона Nissan входит в поворот на большой скорости, его заносит, вся левая часть отрывается от земли, мы зависаем в воздухе, и если бы я отпустила от страха педаль газа, то мы бы просто перевернулись… Выворачиваю руль в сторону возможного переворота, давлю до упора на педаль, мы выезжаем из ямы, но тут же останавливаемся, потому что два левых колеса разбортованы. Вот он – наглядный минус приспущенной резины. Все это происходило в течение каких-то пары секунд, но я до сих пор прокручиваю покадрово события. Страшно не было, просто испугаться не успели, мы еще не понимали, что это ненужный третий круг, но знали, что нам нужно доехать до финиша.
На квалификацию давалось пол часа, а среднее время прохождения круга было 3, 5 минуты. Многие машины сидели в болоте и ждали помощи.
После замены колес мы финишировали, но это было уже не важно. Друзья восторженно рассказывали о наших красивых обгонах и о стойке на двух колесах, а у меня перед глазами стоял задний бампер Паджеро, в который я чудом не влетела при попытке первого обгона на входе в поворот.
Одна из машин – Делика, намертво засела в грязи, и в пылу борьбы в нее влетели 2 машины, повредив передний бампер и крыло.
Вот они – минусы автоспорта.
В категории ТР-2, в отличие от ТР-1 выступают подготовленные для спорта машины, поэтому контактная борьба и поцарапанные машины там ни для кого не являются предметом расстройства или истерики.
После заезда, на травке, под ласковым солнышком, стояли девушки- пилоты и обсуждали прошедший заезд. Подошедший парень с удивлением произнесет — «Первый раз слышу, чтобы девушки разговаривали не о косметике, а о машинах, грязи и правильной траектории прохождения поворотов!».
Да, мы такие!
Машины после заезда представляли собой просто трудноопознаваемый кусок грязи, многие закипали во время прохождения трассы, потому что жидкая грязь, как пластилин, намертво закупоривала радиаторы. Я, с фотоаппаратом бегала по грязи и по теплому болотцу, стараясь запечатлеть самые интересные кадры. После завершения гонки я была такая же, как и все – грязная и вымокшая с головы до ног.
Но не только сама гонка входила в зачет. Организаторы постарались и придумали экстрим-эстафету. Сначала пилот и штурман должны были пройти по растяжкам, натянутым над водой, туда и обратно, балансируя, как в цирке, чтобы не упасть. Это удалось не многим, и половина соревнующихся радостно бултыхались в уже не теплой октябрьской водичке. Из воды они бежали и кидали дротики в мишень, после чего пролезали сквозь длинный мешок и бегом неслись к машине. Штурман садился за руль, а пилот должен был бежать впереди машины 500 метров, после чего они менялись местами, и начиналось слепое вождение. Пилоту завязывали глаза, и он проезжал «змейку» следуя только указаниям своего штурмана.
Во всех этих этапах начислялись очки и за каждую провинность они снимались.
Суббота завершилась основным заездом в течение 1 часа в категории ТР-1. За это время нужно было накатать как можно бОльшее количество кругов. До финиша доехать удалось не всем, треть машин намертво засели в болоте. Спасательные операции продолжались уже в полной темноте.
Стемнело рано, все таки, октябрь на двор, и в 7 часов вечера казалось, что в лагере уже глубокая ночь. Над водой висел тонкий месяц, заметно начинало холодать, а на стоянках участников жгли костры и веселились все вместе – и зрители, и сами спортсмены.
Утро воскресенья началось с холодного ветра, затянутого тучками неба и старта категории ТР-2.
Поле уже мало походило на вчерашнее, трасса просто сплошная грязь, если бы не стоящие флажки, вообще было не понятно, куда нужно ехать. Во вчера еще неглубоком болотце, колесами нарыли огромные ямы, в которые и проваливались машины. Объехать болото было невозможно, потому что это была часть трасы с воротами. За игнорирование, которых полагался большой штраф. У вас просто отнимали время. Над трассой стоял непрекращающийся вой турбин, и было такое чувство, что вы не на гонках джипов, а на летном поле. Парадокс и прелесть этой гонки состояли в том, что машины неслись по прямой на огромной скорости, выигрывая драгоценные секунды на круге, чтобы потом не рассчитать траекторию, и на пол часа засесть в болоте. Самая зрелищная часть была – это когда две, три, или четыре заляпанные в ноль машины неслись параллельно по прямой, как будто на драг-рейсинге, и потом с разгону застревали в жидком месиве. Все, приехали.
Больше всего доставалось штурманам – им приходилось вылезать из машин, разматывать стропы, или тросы лебедок, стоя по пояс в холодной воде и падая в грязь, крепить их за другие застрявшие машины, и так вытаскивать друг друга. Все убедились, что не зря организаторы обязательным условием требовали шлемы, потому что рвущими стропами и сорвавшимися шаклами (это такая стальная штучка в виде подковы, которой крепят стропы к машинам или соединяют их между собой), могло не просто сбить ног, а могло реально убить. Когда я увидела, как бьются стекла в машинах, и какие дырки в металле оставляют летящие шаклы, становятся просто страшно.
Разбартовывались и меняли колеса на многих машинах, на что тоже уходило драгоценное время.
В категории ТР-2 нужно было накатать бОльшее количество кругов за 2 часа, а в ТР-3 – за три часа. Трасса ТР-3 была самая трудная, половина ее проходила по болоту, вода в котором доходила джипам до капота. А порой и выше. Казалось, что машины плывут, а не едут.
На ум пришли строчки из песни
«Из-за острова на стрежень
На простор речной волны
Выплывают расписные
Стеньки Разина челны…»
И если в ТР-2 машины грелись из-за забитых грязью радиаторов, то в ТР3- водой вымывало всю грязь, но вместо нее все забивалось тиной и илом. И многие машины просто захлебывались.
В общем, организаторы этого грязевого и водного шоу постарались на славу. Восторгу толпы не было предела, да и с погодой просто повезло. Награждение участников было решено провести в будний день, в городе, на СТО организаторов.